ЗОНА (от греч. zonn - пояс) - характеризует отношения между элементами муз. звука как физич. явления (частотой, интенсивностью, составом звука, продолжительностью) и его муз. качествами (высотой, громкостью, тембром, длительностью) как отражениями в сознании человека этих физич. свойств звука. Понятие введено сов. муз. акустиком Н. А. Гарбузовым. Спец. исследованиями было установлено, в частности, что каждой из ступеней муз. звукоряда (с, cis, d и т.д.) с физич. стороны соответствует не одна частота, как в том или ином математически выраженном строе (напр., равномерно-темперированном), а целый ряд близко расположенных частот; при изменениях частот в этих пределах качество звука как определённой ступени не изменяется: так, звук а1 может иметь не только 440 гц (ОСТ 7710), но и 439, 438, 437, 436, 435, а также 441, 442, 443, 444, 445 гц, не превращаясь при этом ни в gis1, ни в b1. Такие области частот получили наименование звуковысотных зон. В опытах Гарбузова лица с очень хорошим абсолютным слухом настраивали струны или спец. приборы на заданные звуки со значит. колебаниями частот; ширина зоны в крайних регистрах порой превышала 200 центов (т.е. целый тон!). Высококвалифицированные музыканты с хорошим относит. слухом настраивали заданные интервалы с колебаниями в пределах до 60-70 центов. Аналогичные результаты наблюдались и при исследовании пассивных проявлений абсолютного или относительного слуха (т.е. при оценке разл. интонац. вариантов отд. ступеней звукоряда или вариантов отношений частот в интервалах). Зону нельзя отождествлять с пороговыми величинами (напр., с порогом различения высоты, равным 5-6 центам); в пределах звуковысотной зоны музыканты могут различать, по свидетельству Гарбузова, до 10 интонац. оттенков. Установление зонной природы звуковысотного слуха открывает новые возможности для изучения художеств. интерпретации муз. произведений. В работах Гарбузова, а также его учеников и последователей (А. В. Рабиновича, Е. А. Мальцевой, С. Г. Корсунского, О. Е. Сахалтуевой, Ю. Н. Рагса, Е. В. Назайкинского) раскрывается эстетический смысл понятия «зона». Художественный замысел композитора и план интерпретации исполнителя влияют на выбор той или иной интонации из зоны. З., т. о., указывает на сферу звуковысотных выразительных возможностей, имеющихся в распоряжении исполнителя. Понятие З. распространяется Гарбузовым также на восприятие темпа и ритма, динамический (громкостный) и тембровый слух (см. Слух музыкальный). Концепция зонной природы муз. слуха оказала большое влияние на развитие педагогич. и теоретич. воззрений музыкантов-исполнителей и нашла отражение во мн. учебниках, методич. пособиях, школах, выходящих в СССР и за рубежом. Новые теоретич. воззрения позволили провести ряд исследований процесса муз. исполнения и дать количеств. и качеств. оценки мн. явлениям «микромира» муз. исполнения, ранее не рассматривавшегося.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЗО..

ДООР

ДУДА

ДУМА

ДУНИ

ДУЭТ

ДХОЛ

ДЮКА

ДЮТШ

ЕЖЕК

ЕНКО

ЖИГА

ЖОРА

ЖРАУ

ЗАЙЦ

ЗАКС

ЗАРЯ

ЗИКЕ

ЗИЧИ

ЗЛОВ

ИБЕР

ИГИЛ

ИЗАЙ

ИЗАК

ИРМО

ИСИИ

ЙЁДЕ

КААЛ

КАИР

КАМУ

КАНТ

КАПЕ

КАПП

КАРС

КАТО

КАФА

КЕРН

КИЕВ

КИЛЬ

КИНЕ

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>