ЗВУКОПИСЬ (нем. Tonmalerei, франц. musique descriptive) - воплощение муз. средствами объективного «предметного» мира. Опирается на изобразит. возможности музыки. Последние подразделяются на два осн. типа. К первому относят имитацию (более или менее точную) разл. звучаний - пения птиц (соловей, кукушка и перепел в «Пасторальной симфонии» Бетховена, группа птиц в «Снегурочке» Римского-Корсакова, соловей в медленной части 2-й симфонии Скрябина), жужжания шмеля («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), раскатов грома («Фантастическая симфония» Берлиоза), шелеста леса («Кольцо нибелунга» Вагнера), звона колокола («Борис Годунов» Мусоргского) и др. Ко второму типу принадлежат изобразит. возможности музыки, основывающиеся на разл. ассоциативных связях звуковых и внезвуковых явлений. Так, быстрый или медленный темп музыки может отвечать темпу реального движения. Отд. звук в зависимости от частоты колебаний воспринимается как высокий или низкий (отсюда косвенное воспроизведение разл. «подъёмов» и «спусков»), аккорд в зависимости от его структуры, регистра, динамики - как светлый или тёмный. Разл. тембры голосов и инструментов также способны вызывать ассоциации с оптич. явлениями («светлые» и «тёмные», «блестящие» и «тусклые», «матовые» тембры и т.п.). Определённая роль в З. принадлежит и звуко-цветовым ассоциациям (см. Цветной слух). Ассоциации этих типов широко применяются в разл. муз. картинах рассвета («Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, окончание 2-й картины «Евгения Онегина» Чайковского), образах разгорающегося пламени («Прометей» и поэма «К пламени» Скрябина). Порой композиторы с помощью тонких ассоциативных связей пытаются воспроизвести облик человека («Девушка с волосами цвета льна» Дебюсси), запахи («Ароматы в вечернем воздухе реют» Дебюсси) и др. Изобразит. возможности обоих типов часто сочетаются в муз. произведениях. Важнейшее значение в З. имеет передача не внешних черт явления, а того впечатления, которое оно производит на человека, тех чувств, которые оно в нём вызывает. Вне этого З. не может подняться до уровня художеств. творчества; напротив, изобразит. штрихи, б.ч. скупые, способны придать «картине настроения» предметную определённость (примечательна заметка Бетховена на рукописи «Пасторальной симфонии»: «Более выражение чувств, чем изображение»). Предметной конкретизации часто служат и заглавия или словесные ремарки в нотах; т. о., З. тесно связана с муз. программностью (см. Программная музыка). Однако элементы З., муз. изобразительности разл. рода, порой с трудом поддающиеся выделению, постоянно присутствуют и в непрограммной инстр. музыке. Понятие З., вызывавшее многочисл. дискуссии, было сформулировано лишь в 18 в., но применялось в музыке с древнейших времён. До 19 в., когда достигла высокого развития программная музыка, З. постоянно использовалась в муз. зарисовках охоты (качча), сражений и т.п. После Р. Штрауса, склонявшегося к наглядно-объективной З., она принимает своеобразные субъективно-ассоциативные формы в музыке композиторов-импрессионистов; в нач. 20 в. под влиянием художеств. течения урбанизма создаются произв. натуралистического плана, передающие шум машин («Завод» Мосолова) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЗВ..

ДУБОВСКИЙ

ДУБОВСКОЙ

ДУБЯНСКИЙ

ДУОДЕЦИМА

ДУХОВСКАЯ

ДЬЮРКОВИЧ

ЕГИАЗАРЯН

ЕНГАЛЫЧЕВ

ЕРЗАКОВИЧ

ЖЕМЧУГОВА

ЖИЛИНСКИЙ

ЖИЛИСБАЕВ

ЖУКОВСКАЯ

ЖУКОВСКИЙ

ЗАВАДСКИЙ

ЗАВАРСКИЙ

ЗАГОРСКИЙ

ЗАГУРСКИЙ

ЗАЛЬЦБУРГ

ЗИНГШПИЛЬ

ЗОЛОТАРЁВ

ЗОЛОТУХИН

ЗУНДЕЛИУС

ИВАННИКОВ

ИВАШКЕВИЧ

ИДАЯТЗАДЕ

ИЗМАЙЛОВА

ИКОННИКОВ

ИЛЬИНСКИЙ

ИНТОНАЦИЯ

ИППОЛИТОВ

ИРМОЛОГИЙ

ИСМАГИЛОВ

КАБАЛЕТТА

КАВАЛЬЕРИ

КАЕВЧЕНКО

КАЗАДЕЗЮС

КАЗАНЦЕВА

КАЗАЧЕНКО

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>