ЗВУКОЗАПИСЬ - осуществляемая с помощью специальных технич. устройств фиксация звуковых колебаний (речи, музыки, шумов) на звуконосителе, позволяющая воспроизводить записанное. Реальная возможность З. появилась с 1688, когда нем. ученым Г. К. Шельхаммером было установлено, что звук представляет собой колебания воздуха. Первые опыты З. запечатлевали звуковые колебания, но не обеспечивали их воспроизведения. Звуковые колебания обычно улавливались мембраной и от нее передавались штифту (игле), оставлявшему волнообразный след на двигавшейся закопченной поверхности (Т. Юнг в Англии, 1807; Л. Скотт во Франции и R. Кениг в Германии, 1857). Первый аппарат для З., позволявший воспроизводить записанное, был разработан Т. А. Эдисоном (США, 1876) и независимо от него Ш. Кро (Франция, 1877). Он получил название фонографа. Запись осуществлялась иглой, укреплённой на мембране с рупором, носителем записи служила сначала станиоль, закреплённая на вращавшемся цилиндре, а затем восковой валик. З. подобного типа, в которой звуковой след, или фонограмма, получается с помощью механич. воздействия на материал носителя (резание, выдавливание), называется механической. Первоначально применялась глубинная запись (с канавкой переменной глубины), позднее (с 1886) стала использоваться и поперечная запись (с извилистой канавкой неизменной глубины). Воспроизведение осуществлялось с помощью того же прибора. Существ. недостатками фонографа были низкое качество и относит. краткость записи, а также невозможность размножения записанного. Следующим этапом механич. З. явилась запись на диске (Э. Берлинер, США, 1888), первоначально металлическом, затем покрытом воском, наконец, пластмассовом. Этот способ З. позволил в массовых масштабах размножать записи; диски с записями получили название граммофонных пластинок (грампластинок). Для этого гальванопластич. путём изготовлялась металлич. обратная копия записи, к-рая затем использовалась как штамп при изготовлении грампластинок из соответств. пластичного в разогретом состоянии материала. С 1925 запись стала производиться с применением преобразования звуковых колебаний в электрические, которые усиливались с помощью электронных устройств и лишь после этого превращались в механич. колебания резца; это значительно улучшило качество записей. Дальнейшие успехи в этой области связаны с совершенствованием техники З., изобретением т.н. долгоиграющих и стереофонич. грампластинок (см. Граммофонная пластинка, Стереофония). Проигрывание грампластинок вначале производилось с помощью граммофона и патефона; с 30-х гг. 20 в. на смену им пришёл электропроигрыватель (электрофон, радиола). Грампластинки остаются самым массовым видом З. Возможна механич. З. на киноплёнке. Аппаратура для такой З. была разработана в 1927 А. Ф. Шориным в СССР («шоринофон») - сначала для озвучивания кинофильма, а затем и для записи музыки и речи; по ширине киноплёнки помещались 60 звуковых дорожек, что при длине плёнки в 300 м позволяло вести запись в течение 3-8 часов. Наряду с механич. записью широкое применение находит магнитная З. Магнитная З. и её воспроизведение основаны на использовании остаточного магнетизма в ферромагнитном материале, передвигающемся в переменном магнитном поле. При магнитной З. звуковые колебания преобразуются в электрические. Последние после усиления подаются на записывающую головку, полюса которой создают сосредоточенное магнитное поле на двигающемся магнитоносителе, образуя на нём остаточную магнитную дорожку, соответствующую записываемым звукам. Когда такой носитель с записью проходит мимо звуковоспроизводящей головки, в её обмотке индуктируется переменное электрич. напряжение, преобразуемое после усиления в звуковые колебания, аналогичные записывавшимся. Первый опыт магнитной З. относится к 1888 (О. Смит, США), однако аппараты магнитной записи, пригодные для массового производства, были созданы лишь в сер. 30-х гг. 20 в. Они получили название магнитофонов. Запись в них производится на спец. ленте, покрытой с одной стороны слоем порошка из способного намагничиваться и сохранять магнитные свойства материала (окись железа, магнезит) или же (в портативных моделях) на тонкой проволоке из магнитного сплава. Запись на магнитофонной ленте может проигрываться многократно, но может быть и стёрта. Магнитная З. позволяет получать записи очень высокого качества, в т.ч. и стереофонические, переписывать их, подвергать разл. преобразованиям, применять наложение нескольких разл. записей (применяются в произведениях т.н. электронной музыки) и т.п. Как правило, записи для грампластинок первоначально производятся на магнитную ленту. Пользуется распространением также оптическая, или фотографическая, З., гл. обр. в кинотехнике. По краю киноленты оптич. способом фиксируется звуковая дорожка, на которой звуковые колебания запечатлены в виде колебаний плотности (степени почернения светочувствит. слоя) или в виде колебания ширины прозрачной части дорожки. При воспроизведении через звуковую дорожку пропускается луч света, который падает на фотоэлемент или фотосопротивление; колебания его освещённости превращаются в электрич. колебания, а последние - в звуковые. В период, когда магнитная З. не вошла ещё в обиход, оптич. З. применялась и для фиксации муз. произведений на радио. Особый вид оптич. З. - З. на киноплёнке с применением звукооптич. модулятора, основанного на эффекте. Керра. Такая З. была осуществлена в 1927 в СССР П. Г. Тагером.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
ЗВ..

ДЗЕРЖИНСКИЙ

ДИСГАРМОНИЯ

ДИСКОГРАФИЯ

ДИТТЕРСДОРФ

ДИФЕРЕНСИАС

ДМИТРЕВСКИЙ

ДОБЖИНЬСКИЙ

ДОБРОМИРОВА

ДОДЕКАФОНИЯ

ДОМАНИНСКАЯ

ДРАМАТУРГИЯ

ДРАНИШНИКОВ

ДУАДАСТАНОН

ДУБЛЬ-БЕКАР

ЕВАНГЕЛАТОС

ЖЕЛОБИНСКИЙ

ЖИТОМИРСКИЙ

ЗАКРЖЕВСКИЙ

ЗАСЕДАТЕЛЕВ

ЗЛАТОГОРОВА

ЗУЛЬФУГАРОВ

ИДЗИКОВСКИЙ

ИНТРОДУКЦИЯ

КАБАИВАНСКА

КАБАЛЕВСКИЙ

КАВАЙЕ-КОЛЬ

КАЛАНТАРОВА

КАЛИНОВСКИЙ

КАЛИСТРАТОВ

КАЛЬЦАБИДЖИ

КАНТИЛЛЯЦИЯ

КАРАЖИГИТОВ

КАРАСТОЯНОВ

КАРГАРЕТЕЛИ

КАРИ-ЯКУБОВ

КАСТАЛЬСКИЙ

КВАРТДЕЦИМА

КВИНТДЕЦИМА

КЕЛЬТЕРБОРН

(с) Музыкальная энциклопедия <14v>