ЧАКОНА (испан. chacona, итал. ciaccona, франц. chaconne) - первоначально народный танец, известный в Испании с кон. 16 в.; имеются данные о его американском (мексиканском, индейском, мулатском) происхождении. Размер трёхдольный, темп живой; характер, согласно описаниям М. Сервантеса (новелла «La ulistre Fregona», опубл. 1610), Лопе де Веги (1618) и др., был неистовым и диким; исполнялась Ч. в сопровождении пения и игры на кастаньетах. Многие сохранившиеся записи для лютни и гитары свидетельствуют о быстром распространении Ч. в Европе, где она видоизменилась: стала медленным плавным танцем сосредоточенно-величавого характера с лирич. оттенком, чаще в миноре, в трёхдольном размере с акцентом на 2-й доле. В Италии Ч., сближаясь с пассакалией, обогащается вариационным развитием на основе basso ostinato. Во Франции Ч. становится балетным танцем: Ж. Б. Люлли вставляет её как заключит. номер в финал сценич. произв., что остаётся традицией (см., напр., музыку из оперы «Королева фей» Г. Пёрселла) вплоть до эпохи К. В. Глюка («Орфей и Эвридика», «Ифигения в Авлиде»). Со временем название «Ч.» стало применяться к инструментальным нетанцевальным произв. (один из ранних образцов в Sonate concertate T. Мерулы для 2 скрипок с basso continuo, 1637), как самостоятельным (известнейшая в скр. литературе Ч., приписываемая Т. А. Витали) или со вступит, пьесой (Прелюдия и Ч. для клавира И. К. Ф. Фишера), так и входящим в партиту, сюиту (сюита G-dur для клавира Генделя, состоящая из прелюдии и Ч. с 62 вариациями; заключит. часть из его же сюиты d-moll). В истории Ч. видную роль сыграли мастера клавирной и орг. музыки У. Бёрд, Дж. Фрескобальди, И. Пахельбель, Д. Букстехуде. Ч. имеет много точек соприкосновения с родственными жанрами. Она нередко упоминается вместе с близкой, но более лиричной сарабандой, а также фолией. В Англии распространение Ч. было подготовлено традиционными граундом и фэнси, от которых её бывает трудно отличить (напр., A Ground in Gamut для клавесина Г. Пёрселла). Во мн. случаях композиторы не делали различия между Ч. и пассакальей. Во Франции оба названия использовались для обозначения произв. типа куплетного рондо, где остинатность присутствует в проведениях рефрена (образцы у Ж. Шамбоньера, Ж. А. д'Англебера, Л. и Ф. Куперена; судя по сохранившимся текстам, сходное строение имели самые старинные песенно-танц. европ. Ч.). Темы в Ч. небольшие (4- или 8-тактные), с ясной танц. метрич. организацией. В отличие от пассакальи Ч. представляет собой вариации скорее на гармонич. последовательность с чётким басом, чем на остинатный бас. В целом Ч. проще пассакальи, меньшее применение в ней находит полифония, варьирование носит орнаментальный характер, причём часто (но не обязательно: см. орг. Прелюдию, фугу и Ч. C-dur Букстехуде) орнаментируется бас (напр., в Ч. с 21 вариацией G-dur для клавира Генделя). Поскольку темы обычно гармонически разомкнуты, проведения легко сливаются, и вариации сплачиваются либо по способу обработки материала, либо по фактурному и тональному признакам: в кантате No 150 И. С. Баха (редкий пример хоровой Ч.) центр. группа выдержана в др. тональностях, и целое организуется в трёхчастную форму, у Витали Ч. имеет рондообразное строение. Сравнительно с пассакальей Ч. - жанр более камерный, но располагающий богатой потенцией к развитию. Непревзойдённый образец Ч. - финал партиты No 2 для скрипки соло И. С. Баха, отличающийся большой глубиной и трагич. силой: И. С. Бах. Чакона из партиты No 2 для скрипки соло. Тема и начало 1-й вариации (авторское изложение). Существуют многочисл. фп. транскрипции этой Ч. (И. Брамса - для левой руки; Ф. Бузони) и её орк. переложения (Н. Г. Рахлина, С. П. Горчакова, Б. П. Ривилиса). Д. Д. Шостакович. Трио для фп., скрипки и виолончели ор. 67; 3-я часть (1-я вариация). В 19 в. композиторы к Ч. почти не обращаются; некоторые черты её претворены в таких глубоких соч., как 32 вариации c-moll для фп. Бетховена, финал симфонии No 4 Брамса. Композиторы 20 в. обращаются к жанру Ч. сравнительно редко: М. Регер (Ч. для скрипки соло, 1909-12), Ф. Бузони (Токката: прелюдия, фантазия, Ч. для фп., 1921), Э. Кшенек (токката и Ч. для фп., 1922), Б. Барток (соната для скрипки соло, 1943-44, 1-я часть), Р. К. Щедрин (Ч. в четырёхдольном размере из «Полифонической тетради» для фп., 1972), латв. комп. П. Г. Плакидис (финальная Ч. в двудольном размере из «Музыки для фортепиано, струнного оркестра и литавр», 1972). Ч. практически перестала отличаться от пассакальи (3-я часть фп. трио М. Равеля, некоторые соч. П. Хиндемита); границы представления о Ч. в совр. музыке почти неопределённы. |