ЧАН ВАН КХЕ (Tran Van Кhк) (p. 24 VII 1921, Биньхоадонг, пров. Митхо, Вьетнам) - вьетнам. исполнитель на нац. инструментах и музыковед. Род. в семье потомственных музыкантов; с 6 лет играл на дан ким (лютня в форме луны) и на дан ко (2-струн. скрипка). В 16 лет под рук. Нгуен Чи Кхуонга овладел игрой на чонг няк (церемониальный барабан); у него же учился игре на европ. инструментах (мандолине, гитаре, скрипке), изучал теорию европ. музыки. В 1938-41 возглавлял оркестр в лицее Петрюса Ки в Сайгоне. Будучи студентом медицинского ф-та Ханойского университета (1941-44), руководил студенч. оркестром, активно участвовал в движении за обновление вьетнам. музыки, осн. задачей которого было освоение опыта зап.-европ. культуры, необходимого, по мнению Ч. В. К. и др., для развития нац. муз. искусства. С 1952 живёт во Франции; посвятил себя изучению традиц. и классич. вьетнам. музыки, подготовил диссертацию под рук. музыковедов и этнографов Ж. Шайе, Э. Гаспардона и А. Шефнера в Ин-те музыковедения в Сорбонне, где учился в 1952-58. Одноврем. (с 1949) занимался изучением обществ. наук (получил диплом парижского Ин-та политич. исследований). В период нац.-освободит. войны за участие в борьбе против франц. колонизаторов был заключён в тюрьму. С 1959 работал в центре по изучению вост. музыки в Сорбонне (с 1965 директор) и в Нац. центре науч. исследований (с 1972 его рук.), с 1960 чл. Междунар. муз. совета ЮНЕСКО, затем вице-президент Науч. совета при Ин-те сравнит. муз. исследований и документации в Зап. Берлине. С 1971 преподаёт муз. этнологию в Парижском университете (Сорбонна). Опубликовал ряд работ, гл. обр. посв. истории и теории музыки стран Азии (преим. Вьетнама); автор статей для франц. муз. энциклопедии о вьетнамских муз. инструментах и др. Выступал с исполнением на нац. муз. инструментах (грамзаписи его исп. получили премии в 1960, 1969 и 1970), читал лекции и доклады о музыке Вьетнама и на др. темы в муз. центрах Европы, Америки, Азии (особенно ценный вклад внёс в изучение муз. культуры стран Азии). В 1971 выступал с докладом на 7-м конгрессе «Междунар. муз. совета» в Москве. |