ЧАСТУШКИ - короткие (монострофные) песенки-куплеты, обычно рифмованные четырёхстишия (реже - двух- и шестистишия). Генетически связаны со старой плясовой песней, шуточными припевками ярмарочных и масленичных балагуров, свадебными «дразнилками». Кристаллизация Ч. как особого жанра по сути неограниченной тематики произошла в последней трети 19 в. Она была связана с разрушением устоев старой деревни, изменениями в быту. Зачастую Ч. вычленялись из традиц. плясовых припевок: проникновение в деревню гармони (30-50-е гг. 19 в.) способствовало тому, что припевки стали исполняться не только под пляску. Ритмич. однотипность Ч. (четырёхстопный хорей, обычно 8+7+8+7 слогов) способствовала их распространению и обусловливала возможность сочетания многих текстов с одним напевом (или любым однотипным напевом). Наряду с термином «Ч.» (от «частый», «быстрый») в разл. диалектах применяются другие, соответствующие ему по смыслу термины - «припевки», «прибаски», «коротушки», «пригудки», плясовые «тараторки», «припляски», прогулочные «ходовые» и др. Т. н. страданья - мелодически распевная разновидность частушек, часто двустрочная, со стихом из 8+8 слогов (волжские, воронежские). «Несклады» - Ч. без рифмы или нарочито бессмысленные. Каргопольские припевки. Сб. «Русские частушки…», сост. Н. Котикова (Л., 1956, с. 83). Нотация Б. Смирнова. Частушки «жнивные». Сб. «Сто русских народных песен» (Л., 1970, No 90). Нотация В. Гаврилина. На рубеже 19-20 вв. назв. «Ч.» частично отражали их дифференциацию по социальной принадлежности и сфере бытования (напр., «деревенская припевка» и «фабричная» Ч., или «страданье»). Для мн. Ч. складывались оригинальные мелодии, для некоторых гибко трансформировались мелодии традиционных и новых песен. Ч. обычно исполняются под гармонь или балалайку, т. е. являются жанром вок.-инструментальным. Преобладает мелос речитативного типа, но отличающийся выразительностью и разнообразием, в нём применяются разл. типы интонирования - от ухарских выкриков до тонкой мелодич. нюансировки. Ч. исполняются соло, дуэтом (часто в форме диалога - разговора подруг, т. н. пение «на ответ»), хором, с инстр. сопровождением и без него, под пляску, шаг и без к.-л. особых движений, как лирич. высказывание. Ч. «под язык» или «ротовушки» (от слова «рот») исполняются под вок. аккомпанемент, имитирующий инстр. сопровождение. Инстр. сопровождение у талантливого импровизатора обладает самостоят. ценностью. С 20-х гг. 20 в. широко развивается искусство варьирования исполняющегося на гармони инстр. сопровождения. Муз. язык таких Ч. органично связан с гармошечным наигрышем; его природу нельзя понять вне комплексного рассмотрения голоса, наигрыша и соответствующей манеры исполнения (напр., под пляс). Встречается оригинальная полиритмия голоса и аккомпанемента: остинатная формула гармони не зависит от вок. фразировки. Различают Ч. общерусские, распространённые в ряде областей (напр., «страданья») и встречающиеся лишь в одной местности (напр., «Спасовские» в Волховском р-не Ленинградской обл. - с разнообразными повторами слов. расширяющими строфу, по типу: 8+11+8+11 слогов). Оригинальны по форме и исполнит. стилю бытующие в деревнях по реке Ояти (Ленинградская обл.) Ч. «качельные», «покосные», «жнивные», «лесные», т. е. связанные с аграрным календарём. В их звучании отражено своеобразное ощущение пейзажа. По мелодике и манере пения различаются также северо-, средне- и южнорус. обл. стили. Соотношение напева и текста не всегда произвольно: известны циклы связанных по смыслу Ч., а также устойчивые группы текстов («Семёновна», «Яблочко», «Цыганочка», «Подгорная»). Полноценные муз. записи Ч. были осуществлены в сов. время. Публикации: Рязанов П., Саратовские частушки, Л., 1926; Xребес И., Современные крестьянские песни, М.-Л., 1927, 1929; Песни Пинежья, кн. 2, М., 1937; Русские частушки, страдания, припевки, сост. Н. Котикова, Л., 1956, 1961; Частушки в записях советского времени, М.-Л., 1965. |