ЧЕЧЕНСКАЯ И ИНГУШСКАЯ МУЗЫКА. Муз. творчество чеченцев и ингушей развивается ныне как единая культура двух народностей. Вместе с тем их музыке присущи особенности, которые коренятся в языках и некоторых локальных условиях жизни, в т. ч. в их взаимодействии с соседними этнич. группами (народами Дагестана на востоке, Грузии и Сев. Осетии на юге и западе). О древности нац. муз. традиций свидетельствуют памятники устного нар.-поэтич. творчества, в частности сказания нартовского эпоса, зародившегося ещё в эпоху доклассового общества. С музыкой издревле были связаны мн. важнейшие моменты в жизни чеченцев и ингушей. Большое место занимала музыка в сохранившемся до нач. 20 в. ингуш. языческом культе Мяцела (Мятцила - покровителя земли, животных и человека), в традиционном свадебном обряде. Многочисл. жанры муз. фольклора включают ладугlу йиш (чеч.), ладувгlа ашараш (ингуш.) - «мелодии для слушания», т. е. самостоят. инстр. музыку, халхаран йиш (чеч.), халхара йиш (ингуш.) - танц. мелодии и инстр. музыку, сопровождающую действие, движение (танцы, шествия, джигитовку и т. п., но не пение), и вок. музыку. Последняя состоит из неск. жанровых групп, отличающихся типом связи мелодии и поэтич. слова. Один из самых обширных и значит. вок. жанров - илли - песни, в которых тексты не закреплены за определёнными напевами. К ним относятся героич., эпич. и историч. муж. песни типа былин или сказаний и песни-баллады. Исполнитель илли - илланча - поёт под аккомпанемент к.-л. нар. инструмента, на котором обычно играет сам. Склад мелодики илли речитативно-декламационный, текст содержит иногда до тысячи и более стихов. Отдельным важным историч. событиям, легендарным личностям посв. циклы илли (ныне эти песни встречаются редко). Широко распространён жанр эшарш - песни с закреплённым текстом. Он включает традиц. любовные (лирич.) жен. песни, а также песни на совр. тематику (керла эшарш). Среди песен типа йиш, текст которых полностью или частично импровизируется исполнителями, - шуточные (забарийн йиш - чеч., бегий йиш - ингуш.), застольные (доттагlаллийн йиш), колыбельные (аганан йиш - чеч., дlадижа йиш - ингуш.). Особую группу составляют муж. хор. песни религ. содержания (назм, зикр), зафиксированные собирателями в сер. 20-х гг. 20 в. Существуют сольная и хоровая, одноголосная и многоголосная, муж. и жен. традиции исполнения нар. песен. Песня об Асланбеке Шерипове. Нотация Л. В. Брайловского и M. M. Бронштейна. Песни, за исключением некоторых специфич. жанров (напр., колыбельных, причитаний), исполняются с инстр. сопровождением. В ладовой системе чеч. и ингуш. нар. музыки преобладают диатонич. натуральные лады. Наиболее распространён лад с опорой на нетерцовые трезвучия в объёме квинты (С - D - G или C - F - G), на чистую кварту и «мажорный» квартсекстаккорд (С - F - А) в качестве завершающего тонич. аккорда. Народная песня «Голос матери». Нотация А. М. Шахбулатова. Для гармонич. развития в хор. и инстр. многоголосии типичны большесекундовые последования созвучий и, соответственно, секундовое родство тональностей. Характерны многообразные формы ладовой и ладотональной переменности, нередко приводящей к возникновению ладов с меняющимися (варьирующимися) ступенями, употребляется особый минорный лад, объединяющий признаки дорийского (VI#) и фригийского (II). Значит. реже встречаются лады мажорного наклонения, среди которых обычен миксолидийский. В совр. нар. песне происходит заметное расширение жанровых рамок (показательно, напр., появление чеч. и ингуш. песен в ритме вальса) и обогащение выразит. средств, в частности ладовой системы (натуральный мажор, лады с ув. секундой). Народная песня «Родной Кавказ». Нотация Л. В. Брайловского и M. M. Бронштейна. Осн. тип мелодич. рисунка - поступенное секвентное нисходящее движение от вершины-источника; характерны опевания опорных тонов, крупные длительности в началах и концах фраз, многократное повторение звука тоники в конце мелодии. Многие лирич., шуточные песни, танц. мелодии имеют диапазон чистой квинты и даже чистой кварты. Ритмич. богатство и своеобразие чеч. и ингуш. музыки проявляется в обилии синкопированных фигур, пунктирных и «обращённых» пунктирных ритмов, триолей, подчёркиваемых сопоставлением с равномерными двудольными фигурами. Очень эффектны в вок. и инстр. музыке отрывистые, короткие ритмич. фигуры, прерываемые паузами. Особенно разнообразна и свободна ритмика героико-эпич. песен илли, обусловленная ведущей ролью в этом жанре речевой интонации. В вок. и инстр. музыке широко распространены смены метра; характерно чередование равнодлительных метров 6/8 и 3/4. В ансамблевом исполнительстве встречаются моменты полиметрии. Самобытность древней нац. муз. культуры прослеживается и в нар. инструментарии чеченцев и ингушей. Среди архаических, изредка встречающихся и ныне инструментов: самозвучащий ударный гйма (геманш, геманаш) - деревянная трещотка в виде расщеплённого бруска; духовые - цэзам с надрезным язычком и «скрипучим» гнусавым звуком, изготовляемый из гусиного пера или полого стебля растения (бытует как детская игрушка), дэтра - продольная открытая флейта из камыша или дерева, встречающаяся гл. обр. у пастухов как сольный и аккомпанирующий пению инструмент, мба - бычий рог с двойной тростью и сильным звуком, использовавшийся на массовых нар. празднествах и свадьбах, шйдаг - разновидность зурны без раструба и др. Среди наиболее распространённых нац. струн. инструментов - струнно-щипковый 3-струн. дечик-пондур (дйчиг-пундар, мирза-пундар) и струнно-смычковый адхуку-пундур (lад-хьйкха-пундар, атэх-пундур). Адхоку-пондур и дечик-пондур - традиц. инструменты илланчи. При исполнении песен и танцев на этих инструментах мелодия нередко звучит в среднем голосе, в квинтовом или квартовом обрамлении. С 80-90-х гг. 19 в. популярным инструментом чеченцев и ингушей стал комэз (кехбт-пундур) - т. н. вост. или кавказская гармоника с 12, 16 или 18 клавишами на правой клавиатуре. Гармоника с бульшим числом клавиш называется «будхъара лаккаму пондар». Исполнительство чеч. и ингуш. гармонистов отличается виртуозным блеском, оригинальными нац. приёмами игры (тремолирование выдержанных созвучий при помощи мелких быстрых движений меха и др.), филигранной мелизматикой. Большое распространение получили баян, аккордеон, а также балалайка и гитара. Бытующая у большинства народов Сев. Кавказа зурна используется в Чечено-Ингушетии, как и повсюду, в сочетании с удар. инструментами: двусторонним барабаном (вута, гавбл) или бубном (жиргб, жиргиб, теп). Среди дечик-пондуристов Чеч.-Ингуш. АССР - С. Самбиев, И. Цицкиев, А. Эльмурзаев, среди гармонистов - Е. Ганукаев, У. Димаев. Впервые запись чеч. нар. мелодии опубл. И. В. Добровольским в его «Азиатском музыкальном журнале» (1818, No 6). Широкая работа по собиранию, изучению и публикации чеч. и ингуш. нар. музыки началась в сер. 20-х гг. 20 в. В 1925 А. А. Давиденко записал в Чечено-Ингушской АССР 80 народных мелодий. В 20-е годы были опубликованы записи чеч. мелодий Т. Бейбулатова и ингушских мелодий Е. А. Колесникова. Муз.-фольклористскую работу в республике продолжили Г. X. Мепурнов, Н. С. Речменский, А. М. Халебский, А. М. Шахбулатов, Б. И. Шнапер, Л. В. Брайловский, M. M. Бронштейн, X. Ахмадов и др. После Окт. революции 1917 создаётся нац. муз. культура нового типа, в республике зарождается проф. композиторское творчество. Давиденко принадлежат (1920-е гг.) 30 обработок чеч. нар. мелодий для фп. и «Чеченская сюита» для хора a cappella. Основоположником нац. композиторской школы в республике стал Г. X. Мепурнов, автор первых нац. произв. («Героическая поэма» для симф. оркестра, посв. чеч. революционеру Асланбеку Шерипову, «Фантазия на чечено-ингушские темы» для оркестра нар. инструментов, «Горские эскизы», «Поэма к десятилетию автономии Чечни», «Коллективный горский танец» и др. соч. для фп., музыка к пьесе «Алхан-Кала», хор. и инстр. обработки нар. мелодий), организатор и рук. ряда муз. учреждений и коллективов республики (муз. уч-ще, оркестр нар. инструментов и др.). В 20-30-е гг. к муз. фольклору чеченцев и ингушей обращались композиторы С. Н. Ряузов, М. В. Коваль, В. А. Власов и В. Г. Фере, M. M. Магомаев, Д. Д. Шостакович. Большой вклад в развитие нац. муз. культуры внёс Н. С. Речменский. Плодотворно работали в республике композиторы A. M. Халебский, А. И. Александров, Л. М. Шаргородский, В. И. Ашкенази. В 60-70-е гг. появляются произв. нац. композиторов, продолжающих освоение классич. муз. жанров и форм: «Героическая симфония» (1972, посв. борьбе за власть Советов на Сев. Кавказе), концерт для фп. с оркестром (1972), симф. поэмы «Легенда гор» и «Гомар» У. А. Бексултанова; вок.-симф. цикл «Из чечено-ингушской народной поэзии», кантата «Горские песни», вок. цикл «Разлука», баллады для голоса с фп. А. Шахбулатова; соната для скрипки с фп. (1967) и вок. цикл «Трудная любовь» С. Димаева и др. На материале чеч. и ингуш. фольклора написан ряд соч. моск. композиторов - Б. И. Шнапара (Сюита на чечено-ингушские темы, 1962), Ю. С. Бирюкова («Вайнахская симфония», 1967) и др. Важную роль в развитии нац. массовой песни играет творчество самодеят. авторов. Большой размах получила муз. самодеятельность, объединившая свыше 60 тыс. любителей муз. искусства. В республике функционируют (1981): филармония (с 1938), симф. оркестр (с 1939), чеч.-ингуш. ансамбль танца «Вайнах» (1939), Дом нар. творчества (с 1938), Чеч.-ингуш. отделение Всесоюзного хор. общества, Муз. уч-ще (Грозный, с 1936), ок. 40 муз. школ. Издания: Аракчиев Д. И., Песни кавказских горцев, курдов, турок…, «Труды музыкально-этнографической комиссии», т. 4, М., 1913; Сборник чеченских мелодий и песен, записанных и обработанных для фп. в 2 руки А. Давиденко, М., 1926, 1930; Бейбулатов Т., Сборник стихотворений и песен, Буйнакск, 1926; Мепурнов Г., Песни Чечено-Ингушетии, М., 1936; Речменский Н., Чеченские и ингушские народные мелодии и песни, М., 1962; Чечено-ингушский музыкальный фольклор, т. 1, Грозный, 1963; Нохч-гi алгiайн музыкальни фольклор [Чечено-ингушский музыкальный фольклор], т. 2, Грозный, 1965; Народная музыка Чечено-Ингушетии, сост. У. Бексултанов, М., 1976; Грановский Б. Б., Песни народов России в музыкальном собрании и трудах В. Ф. Одоевского, в кн.: Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР, М., 1980, с. 312-41. |