ЧЕРНИ (Czernэ) Карл (Карел) (20 или 21 II 1791, Вена - 15 VII 1857, там же) - австр. пианист, педагог и композитор. По национальности чех. Сын и ученик пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Ч. (1750-1832). Учился игре на фп. у Л. Бетховена (1800-03). Концертировал с 9-летнего возраста. На формирование Ч. как исполнителя оказал влияние И. Н. Гуммель, как педагога - М. Клементи. За исключением кратковременных конц. поездок в Лейпциг (1836), Париж и Лондон (1837), а также посещения Одессы (1846), работал в Вене. Ч. создал одну из крупнейших пианистич. школ 1-й пол. 19 в. Среди учеников - Ф. Лист, С. Тальберг, Т. Дёлер, Т. Куллак, Т. Лешетицкий. Написал много произв. для разных составов исполнителей и в разных жанрах, в т. ч. духовных (24 мессы, 4 реквиема, 300 градуалов, оффертории и др.), соч. для оркестра, камерно-инстр. ансамбли, хоры, песни для одного и неск. голосов и муз. номера для спектаклей драм. театра. Наиболее известны произв. Ч. для фп.; в некоторых из них использованы чеш. нар. мелодии («Вариации на оригинальную чешскую тему» - «Variations sur un theme original de Boheme»; «Чешская народная песня с вариациями» - «Böhmisches Volkslied mit Variationen»). Мн. произв. Ч. остались в рукописи (хранятся в архиве «Об-ва друзей музыки» в Вене). Особенно значителен вклад Ч. в инструктивно-педагогич. литературу для фп. Ему принадлежат многочисл. этюды и упражнения, из которых им составлены сборники, школы, включающие соч. разной степени трудности, направленные на систематич. овладение разл. приёмами фп. игры и способствующие беглости и укреплению пальцев. Его сб. «Большая фортепьянная школа» ор. 500 содержит ряд ценных методич. указаний и развёрнутое дополнение, посв. вопросам исполнения старых и новых фп. соч. - «Die Кunst des Vortrags der дlteren und neueren Кlavierkompositionen» (ок. 1846). Ч. принадлежат редакции мн. фп. произв., в т. ч. «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха и сонат Д. Скарлатти, а также фп. переложения опер, ораторий, симфоний и увертюр для 2-4-ручного исполнения и для 8-ручного на 2 фп. Издано св. 1000 его сочинений. Соч.: 100 Ьbungsstücke, op. 139; Schule der Geläufigkeit, op. 299; Schule des Legato und Staccato, op. 335; 40 tägliche Studien, op. 337; Schule der Verzierungen, op. 355; Schule des Virtuosen, op. 365; Schule für die linken Hand, op. 399; Grosse Pianoforte-Schule, op. 500; Schule des Fugenspiels, op. 400; Vorschule der Fingerfertigkeit, op. 636; Schule der Fingerfertigkeit, op. 740; 160 achttaktige Ьbungen, op. 821. Лит. соч.: Briefe ьber den Unterricht auf dem Pianoforte, W., [ca 1840] (рус. пер.: Письма Карла Черни, или Руководство к изучению игры на фортепиано…, СПБ, 1842); Vollständige theoretisch-praktische Кompositionslehre, op. 600 [1849]; Umriss der ganzen Musik-Geschichte, op. 815, Mainz, 1851; Erinnerungen aus meinem Leben, hrsg. von W. Кolneder, Strasbourg, 1968 (со списком соч., опубликованных до 1860); Czernys Erinnerungen an Beethoven, «Neues Beethoven-Jahrbuch», Jahrg. 9, 1939. |