ЧЕРНОВ (наст. фам. - Pэн) Александр Абрамович [25 X (7 XI) 1917, Петроград - 5 V 1971, Ленинград] - советский композитор и музыковед. В 1939 окончил химич. ф-т Ленингр. университета, в 1950 - Ленингр. консерваторию по классу композиции у В. В. Волошинова. Преподавал муз.-теоретич. предметы в Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории (1947-52), в консерватории (с 1950). С 1951 лектор. Автор ряда статей, опубликованных в муз. журналах. Лит. соч.: И. Дунаевский, М., 1956; Как слушать музыку, вып. 1-2, Л., 1960-61, М.-Л., 1964; Исаак Осипович Дунаевский, М., 1961; О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе (совм. с М. Г. Бяликом), М.-Л., 1965; Музыкальная форма (совм. с Ю. Н. Тюлиным, Т. С. Бершадской, И. Я. Пустыльником, Т. Г. Тер-Мартиросяном и А. Г. Шнитке), М., 1965, 1974, Музыкальная комедия, в сб.: Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет, [Л., 1967], и др. Соч.: опера Кирилл Извеков (по романам К. А. Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето», 1956, Ленингр. Малый театр оперы и балета); оперетта Жили три студента (совм. с А. П. Петровым, 1961, Ленингр. театр муз. комедии); кантата Ровесники (1957); для симф. орк. - поэмы Данко (по М. Горькому, 1950), Драматическая (1959); 2 струн. квартета (1949, 1955); песни и романсы (более 30); музыка к спектаклям драм. театра и кинофильмам. ЧЕРНОВ Константин Николаевич [22 X (3 XI) 1865, имение Заречье, близ ст. Елизаветино, ныне с. Б. Заречье Ленинградской обл. - 26 IV 1937, Ленинград] - советский композитор, пианист, муз. писатель и литератор. В детстве обучался игре на фп. С 1894 жил в Петербурге. Брал частные уроки по муз.-теоретич. предметам у А. А. Петрова. Был дружен с М. А. Балакиревым. Выполнял заказы фирм В. В. Бесселя и П. И. Юргенсона (позднее музсектора Госиздата) на аранжировки и переложения. Ч. принадлежат фп. переложения Вступления и Гопака из «Сорочинской ярмарки» (в 2 и 4 руки), оперы «Хованщина», орк. картины «Ночь на Лысой горе», фп. цикла «Картинки с выставки» (в 4 руки, совм. с А. Шефером) Мусоргского, опер «Псковитянка» и «Боярыня Вера Шелога», симфонии «Антар» (в 4 руки) Римского-Корсакова, 2-й симфонии Бородина, 1-й симфонии Чайковского (в 4 руки) и др. Сотрудничал в «Русской музыкальной газете» и журн. «Музыка и жизнь» (1908-10, псевд. К. Ч., К. Ч-в). Написал ряд тематич. разборов произв. М. И. Глинки, Балакирева, Чайковского, Римского-Корсакова. В 1921 оставил службу, занимался лит. трудом, печатался в журналах «Природа и люди», «Светлый луч», «Отдых» и др. Соч.: Симфонии П. И. Чайковского с их кратким тематическим указателем, «РМГ», 1904, No 10-14, отд. изд., СПБ, 1904; Карл Таузиг. Музыкальная характеристика, там же, 1905, No 25-28; Программные симфонические произведения Н. А. Римского-Корсакова с их тематическим разбором [«Садко», «Антар», «Сказка», «Светлый праздник», «Шехеразада»], там же, 1905, No 43-46, 48-52; Музыка к трагедии «Король Лир» М. А. Балакирева, там же, 1906, No 13-14/15; «Король Лир». Музыка к трагедии В. Шекспира М. А. Балакирева. Краткий тематический разбор, СПБ, 1908; «Жизнь за царя». Опера М. И. Глинки. Тематико-эстетический разбор, M., 1907; «Руслан и Людмила». Опера М. И. Глинки. Эстетико-тематический разбор, М., 1908; «Фатум» П. И. Чайковского и В. А. Моцарта. Биографический рассказ, СПБ, 1909; Милий Алексеевич Балакирев (по воспоминаниям и письмам), в кн.: Музыкальная летопись. Статьи и материалы под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 3, Л.-М., 1925. М. А. Овчинников. ЧЕРНОВ Михаил Михайлович [10 (22) IV 1879, Кронштадт - 1 VIII 1938, Ленинград] - советский композитор и педагог. Доктор искусствоведения (1938). В 1903 окончил физико-математич. ф-т Петерб. университета, в 1906 - Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова (ранее занимался у А. К. Лядова). В 1910-38 преподавал теорию композиции и инструментовку в Петерб. (затем Петрогр. и Ленингр.) консерватории (с 1918 профессор, в 1930-1937 зав. кафедрой инструментовки). Среди учеников Ч. - А. В. Гаук, А. С. Животов, X. С. Кушнарёв, Е. А. Мравинский, Е. И. Овчинников, П. Б. Рязанов. Автор комич. опер и оперетт, в т. ч. «Топси» (1909, театр «Летний Буфф», Петербург), муз. комедии «Зарницы» (совм. с А. А. Логиновым, 1931, Ленингр. Нар. дом), кантаты «Иоанн Дамаскин» (на сл. А. К. Толстого, 1906), «Гимна комсомола» для хора и оркестра (1928), 3 симфоний [1907; 1924; 3-я - памяти Ф. Шуберта, 1-я пр. (по СССР) на Междунар. конкурсе к 100-летию со дня смерти композитора, 1928], концерта для виолончели с оркестром (1937), произв. для фп., песен, романсов, музыки к спектаклям драм. театров. |