ЧИЛЕА (Cilea) Франческо (23 VII 1866, Пальми, Реджо-ди-Калабрия - 20 XI 1950, Варацце) - итальянский композитор. В 1881-89 учился в неаполитанской консерватории «Сан-Пьетро а Майелла» у Б. Чези (фп.) и П. Серрао (композиция). В 1890-92 преподавал в этой консерватории гармонию и игру на фп. В 1892-96 жил в Милане, затем во Флоренции, где в 1896-1904 был профессором Муз. института (преподавал муз.-теоретич. предметы). С 1913 директор консерватории в Палермо, в 1916-35 возглавлял консерваторию в Неаполе (в 1928 основал при ней Муз.-историч. музей). Последние годы жизни (после 1942) провёл в Риме и в Варацце, близ Генуи. Осн. область творчества Ч. - опера (уже в 1889 была поставлена его 1-я опера - «Джина»). Типичный представитель оперного веризма, он создал свой индивидуальный, преим. лирич., стиль, связанный с южноитал. вок. традицией. В операх «Арлезианка» и «Адриенна Лекуврер» проявились лучшие стороны его дарования: мягкий лиризм, мелодич. щедрость и полнота муз. экспрессии. Этими качествами оперы Ч. привлекали мн. выдающихся певцов мира, начиная с Э. Карузо - первого исполнителя партии Федерико в опере «Арлезианка». Соч.: оперы - Джина (1889, Неаполь), Тильда (1892, театр «Пальяно», Флоренция), Арлезианка (L'Arlesiana, по новелле А. Доде, 1897, «Театро лирико», Милан; 2-я ред. 1912, Неаполь), Адриенна Лекуврер (по драме Э. Скриба и Э. Легуве, 1902, «Театро лирико», Милан), Глория (1907, театр «Ла Скала», Милан; 2-я ред. 1932, Неаполь), Лесная свадьба (Il matrimonio selvaggio, 1909); 2 сюиты для орк. (1887, 1931); Песнь жизни (Il canto della vita) для тенора, хора, орк. и скр. соло (1913); камерно-инстр. ансамбли - соната для влч. и фп. (1894), вариации для скр. и фп. (1931), фп. трио (1886) и др.; романсы, вокализы. |