ЧИМАРОЗА (Cimarosa) Доменико (17 XII 1749, Аверса, близ Неаполя - 11 I 1801, Венеция) - итальянский композитор. Сын каменщика и прачки. После смерти отца Ч. был отдан в школу для бедных при одном из монастырей Неаполя. Проявив исключит. муз. способности, поступил в 1761 в консерваторию «Санта-Мария ди Лорето», к-рую окончил в 1772. Овладел искусством пения, игры на клавесине, скрипке, органе и композиторской техникой. Среди его педагогов - Дж. Манна, И. Галло, Г. Саккини, Ф. Фенароли и, возможно, Н. Пиччинни. В 1772 в Неаполе была пост. первая опера-буффа Ч. - «Причуды графа». Вскоре он завоевал широкую известность, стал получать заказы и писать оперы для мн. городов Италии. Его оперы, среди которых выделяются «Итальянка в Лондоне» (1778), «Джаннина и Бернардоне» (1781), «Рынок Мальмантиле, или Обманутое тщеславие» (1784), ставились в Риме, Венеции, Милане, Флоренции, Турине и др. В 1787 Ч. был приглашён в Петербург, где проработал до 1791 придв. капельмейстером и «сочинителем музыки». Он руководил придв. итал. оперным театром, ставил оперы (свои и др. итал. композиторов, в т. ч. Дж. Паизиелло), сочинял небольшие пьесы для камерного исполнения при дворе. В Петербурге были написаны и поставлены оперы «Дева солнца» (1788), «Клеопатра» (1789). В 1791-92 в качестве придв. капельмейстера австр. императора Ч. работал в Вене. Здесь в 1792 он создал лучшее из своих творений - оперу-буффа «Тайный брак» (либр. Дж. Бертати по пьесе «Тайное супружество» Д. Кольмана-старшего и Дж. Гаррика). В 1793 Ч. возвратился в Италию, занял пост придв. капельмейстера в Неаполе (с 1796 жил в Венеции, затем - в Риме). В 1799 Ч. с восторгом встретил провозглашение республики в Неаполе. На это событие откликнулся сочинением музыки «Патриотического гимна» (сл. Л. Росси). После поражения республики (просуществовала неск. месяцев) Ч. был арестован. В 1800, выйдя из тюрьмы, он уехал в Венецию. Несмотря на подорванное здоровье, вновь начал работать - написал оперу «Артемизия» (пост. через неск. дней после его внезапной смерти). Выдающийся мастер оперы-буффа, Ч. наряду с Паизиелло и Пиччинни завершил эволюцию этого жанра в 18 в. В его лучших операх-буффа, прежде всего в «Тайном браке», проявились драматургич. чутьё, мелодич. щедрость композитора. Для этих опер характерны яркое муз.-сценич. воплощение комедийной интриги, органическое единство задушевной лирики и искромётного юмора. Мелодика Ч. напевна, гибка, композитор широко использует нар.-песенные интонации. Оперы Ч. включают большие динамичные ансамбли. Развитая орк. партия содержит элементы симфонизма. Наивысшие достижения Ч. связаны с оперой-буффа, но он писал и оперы-сериа, среди которых успех имели «Олимпиада» (1784), «Дева солнца», «Клеопатра»; «Горации и Куриации» (1796). Ему принадлежат также оратории, кантаты, орк. и камерно-инстр. произведения. Соч.: оперы (ок. 80) - Причуды графа (Le stravaganze del conte, 1772, театр «Фьорентини», Неаполь), Мнимая парижанка (La finta parisina, 1773, театр «Нуово», Неаполь), Причуды любви (Le stravaganze d'amore, 1778, театр «Фьорентини», Неаполь), Итальянка в Лондоне (L'italiana in Londra, 1778, театр «Валле», Рим), Джаннина и Бернардоне (1781, театр «Сан-Самуэле», Венеция), Влюблённая балерина (La ballerina amante, 1782, театр «Фьорентини», Неаполь), Рынок Мальмантиле, или Обманутое тщеславие (Il mercato di Malmantile ou La vanita delusa, 1784, театр «Пергола», Флоренция), Олимпиада (1784, театр «Эретенио», Венеция), Импрессарио в затруднении (L'impressario in angustie, 1786, Неаполь), Дева солнца (La vergine del sole, 1788, Эрмитажный театр, Петербург), Клеопатра (1789, там же), Тайный брак (Il matrimonio segreto, 1792, Придв. театр, Вена), Женские хитрости (Le astuzie feminili, 1794, театр «Фьорентини», Неаполь), Горации и Куриации (1796, театр «Фениче», Венеция), Артемизия (1801, там же) и др.; кантаты, в т. ч. Нежданное счастье (La fedelta inaspettata, 1788); оратории, реквием (1787), мессы; произв. для орк., сонаты для клавесина (изд. - 32 sonate per cembalo, P., 1926) и др. |