ЧУЛАКИ Михаил Иванович [р. 6 (19) XI 1908, Симферополь] - советский композитор. Нар. арт. РСФСР (1969). Чл. КПСС с 1943. Деп. Верх. Совета РСФСР 6-7-го созывов. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у В. В. Щербачёва. В 1937-39 директор и худ. рук. Ленингр. филармонии. В 1951-53 зам. пред. Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, в 1953-55 зам. нач. Гл. управления по делам искусств Мин-ва культуры СССР. В 1955-59 директор, в 1963-70 директор и худ. рук. Большого театра. В 1948-51 секретарь CК СССР, в 1959-63 - CК РСФСР. В 1933-41 и 1944-48 преподавал композицию, муз.-теоретич. дисциплины, инструментовку в Ленингр. консерватории (с 1947 доцент), с 1948 преподаёт композицию в Моск. консерватории (с 1962 профессор). Автор статей по вопросам совр. муз. искусства, предисловия к кн. Ю. Файера «О себе, о музыке, о балете» (1970). Гос. пр. СССР (1947, 1948, 1950). Создал балет «Иван Грозный» на основе музыки С. С. Прокофьева к одноим. фильму (1975, Большой театр). Соч.: опера Молодой моряк вселенной (конц. исп., 1977, Москва); балеты - Сказка о попе и работнике его Балде (по А. С. Пушкину, 1940, Ленингр. Малый оперный театр), Мнимый жених (по К. Гольдони, 1946, там же; Гос. пр. СССР, 1948), Юность (по Н. А. Островскому, 1949, там же; Гос. пр. СССР, 1950); для солистов, хора и орк. - кантаты На берегах Волхова (с чтецом, сл. В. А. Рождественского, 1944), Есть такая партия (слова сов. поэтов, 1971); для дух. орк. с хором - Красноармейская сюита (1935); для орк. - симфонии (1929; 1946, Гос. пр. СССР, 1947), симфония-концерт (1959), Песни и танцы старой Франции (симф. цикл, 1960), Бурлеска (1980); камерно-инстр. ансамбли - Лирический фрагмент (для струн. трио, 1930), На празднике (для ансамбля скрипачей); Майские картинки (для 2 фп., 1928); соната для валторны и фп. (1980); импровизация и фуга для скр. соло (1960); для хора a cappella - Ленин с нами (сл. М. С. Лисянского, 1960); для голоса и фп. - вок. циклы Изобилие (сл. У. Уитмена, 1963), Годы летят (сл. В. М. Грекова, 1971); музыка к кинофильмам «Серебристая пыль» (1953), «Пышка» (1954), «Мексиканец» (1955), «Сердце бьётся вновь» (1956), «Пигмалион» (1957), «Дело пёстрых» (1958), «Именем Революции» (1963), «Моё покаление» (1974) и др. Лит. соч.: Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, перераб., М., 1962, 1972; Новая молодая поросль, «СМ», 1959, No 8; О В. Щербачёве и его школе, там же, 1959, No 10; Размышляя об оперетте, «Театр», 1961, No 11; Возрожденная опера [«Катерина Измайлова» на сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко], «МЖ», 1963, No 5; Мысли о советском балете, «СМ», 1964, No 4; Милан - Москва, там же, 1964, No 9; О музыке, которая нас окружает, М., 1965; Большой театр - сегодня, «СМ», 1966, No 3; «Большой» на ЭКСПО-67, там же, 1967, No 12; Дунаевский и его письма, «МЖ», 1972, No 9; [О Мелик-Пашаеве], в сб.: Воспоминания о A. Ш. Мелик-Пашаеве, М., 1976; Инструментовка, «Музыкальная энциклопедия», т. 3, М., 1976; Кто является автором хореографического произведения [о роли композитора и балетмейстера в создании балета], в сб.: «Музыка и хореография современного балета, вып. 2, Л., 1977; Революции посвящается, «СМ», 1977, No 10; [О М. В. Юдиной], в сб.: М. В. Юдина. Статьи. Воспоминания. Материалы, М., 1978, и др. |