ЭКСПОЗИЦИЯ (лат. expositio - изложение, показ, от ехроnо - раскладываю, выставляю напоказ) - функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование соответств. разделов в фуге, сонатной форме, рондо-сонате (в 1-й части концерта встречается двойная Э.; см. также Форма музыкальная, Разработка, Реприза, Кода). Э. осуществляет первонач. показ темы (в сонатной форме - осн. тем). Для Э. типичны определ. черты гармонии, тематизма и общей структуры, в совокупности составляющие экспозиц. тип изложения муз. материала (по И. В. Способину). Осн. признак этого типа - «устойчивость характера и экономия средств» (И. В. Способин, «Музыкальная форма», 1947, с. 30): 1) тональное единство и гармонич. устойчивость при активной смене аккордов; 2) тематич. единство; 3) структурная цельность, наличие сплочённых построений (предложение, период). Общие принципы экспозиц. типа изложения по-разному реализуются в разл. муз. формах (напр., начальный период в простой трёхчастной форме, Э. фуги, Э. сонатной формы) и разл. стилях (одни средства у венских классиков, другие - у поздних романтиков, третьи - в тональной музыке 20 в.). Образцы экспозиц. изложения: И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир», 2-й том, фуга g-moll, такты 1-24; Л. Бетховен, 5-я симфония, 1-я часть, такты 1-44; С. С. Прокофьев, 9-я соната для фп., 1-я часть, такты 1-20; П. Хиндемит, «Ludus tonalis», фуга in С, такты 1-11; И. Ф. Стравинский, «Весёлый бранль» из балета «Агон», такты 310-319; А. Берг, «Воццек», 2-й акт, 5-я картина, такты 761-768; А. Веберн, «Свет глаз» ор. 26, такты 8-13; Р. К. Щедрин, соната для фп., 1-я часть, такты 1-9. Лит. см. при ст. Форма музыкальная. Ю. Н. Холопов. |