ЭКВАДОРСКАЯ МУЗЫКА. Муз. культура Эквадора восходит к временам «инкской империи» (см. Перуанская музыка). Музыка занимала важное место в жизни коренного населения страны - индейцев кечуа, хибаро, сапаро и др. Она была неотъемлемой частью повседневного быта, разл. празднеств, а также религ. культа (священные гимны-песнопения). Разнообразны песенные жанры индейцев Эквадора, в их числе - песни-гимны, повествующие о доблести воинов (исполнялись на официальных праздниках), историч. песни, рассказывающие о важнейших событиях в жизни «империи», обрядовые песни, связанные со знаменат. событиями (женитьба, удачная охота или улов и т. д.), с земледельч. работами, любовные песни и др. Среди танцев популярны качульяпи, уайно, юмбо. Муз. инструментарий индейцев представлен всевозможными рожками, морскими раковинами (чуру, или кипа), продольными флейтами - кена и пингольо (или пингульо), погремушками (в т. ч. чиль-чиль), барабанами тинья и тундуй (тундули; различных размеров, выдолбленный из стволов деревьев; индейцы хибаро часто используют тундуй в качестве «беспроволочного телеграфа»). Самыми распространёнными местными инструментами являются пингольо и рондадор (флейта Пана). Наигрыш на пингольо. Наигрыш на рондадоре. Индейская музыка вост. Эквадора в основном не подверглась испан. влиянию, однако в зап. части страны происходило постепенное проникновение европ. муз. культуры и воздействие её на индейский фольклор. Приход испанцев вызвал существ. изменения в Э. м.: священники-иезуиты, стремясь приобщить индейцев к католицизму, ввели в их религиозные песнопения испанские тексты и в то же время в некоторые католические обряды и праздники - индейские танцы и церемонии. Танцы эквадорских индейцев в основном доиспанского происхождения. Нек-рые из них восходят к периоду раннеродового строя, когда был распространён тотемизм: танцоры провинции Асуай и центр. зоны Эквадора наряжаются в шкуры животных, украшают головы перьями экзотич. птиц, разрисовывают лицо яркой краской. Нар. креольская музыка Эквадора преемственно связана с испан. музыкой. Её отличают господство 3-дольных, а также переменных (6/8 - 3/4) метров, пение на 2 голоса параллельными терциями, обязат. сопровождение пения игрой на муз. инструментах (прежде всего, на гитаре), а танца - пением, полиметрия пения и аккомпанемента. Наиболее распространённые креольские песенно-танц. жанры - санхуанито, пасильо, пасакалье, дансанте, аморфино, альбасо, гуаранденья. Проф. муз искусство Эквадора развивалось медленно. В колониальный период оно было представлено гл. обр. церк. музыкой. Под рук. монахов индейцы обучались игре на клавишных, струн. и дух. инструментах, а также муз. теории, в частности мензуральной нотации. В 1555 францисканцы основали в Кито муз. школу «Сан Андрес», готовившую певцов для церк. хоров. Её воспитанником был кантор Кафедрального собора в Кито, автор ряда мотетов и канцонетт Д. Лобато, которого сменил на этом посту Г. Фернандес Идальго. Среди музыкантов 2-й пол. 17 - нач. 18 вв. выделяются комп. М. Бласко, автор мн. духовных произв., а также вильянсикос, и X. Ортуньо де Ларреа, представитель большой семьи музыкантов. В 1810 была создана первая в стране светская муз. школа (её основатель - монах Т. Мидерос-и-Ниньо). В 1838 скрипач А. Сехерс, приехавший в Кито из Европы по приглашению правительства Эквадора, открыл в столице муз. школу. Его ученик - скрипач-виртуоз А. Бальдеон, возглавлявший в 1840-47 муз. школу, создал первые эквадорские симф. произв. (среди его соч. - 6 симфоний). Развитию муз. культуры способствовало филармонич. общество «Санта-Сесилия», которое многие годы возглавлял скрипач М. Перес (по его инициативе в ведение общества была передана муз. школа). В 1870 правительственным декретом была осн. Нац. консерватория в Кито (в 1877 закрыта, вновь открыта лишь в 1900). Её первым директором стал комп. А. Нойман, немец по национальности, написавший музыку Нац. гимна Эквадора. Существ. вклад в развитие Э. м. внёс комп. Д. Бреша, по национальности итальянец (в 1903-11 возглавлял консерваторию), музыка которого отмечена нац. (эквадорскими) чертами. Таковы его «Восемь вариаций» для оркестра на индейские темы (исп. в 1907, Кито), «Эквадорская симфония» («Ecuatoriana»). Повышению уровня муз. культуры Эквадора способствовал также музыкант из Испании X. Мулет, создавший кафедральный хор. Крупнейшие представители Э. м. 1-й пол. 20 в. - С. Л. Морено и Л. А. Сальгадо. Руководитель военного оркестра в Кито (1915-37), профессор Нац. консерватории в Гуаякиле (в 1945-50 также директор), Морено является автором многочисл. орк. произв., в числе которых - «Прелюдия»(1910), 3 «Эквадорские сюиты» (1921-45), увертюры «10 августа» (1911) и «9 июля» (1925); фп. пьес, песен. Ему принадлежит также первый серьёзный труд по истории музыки и фольклору Эквадора (состоит из 3 частей; 1-я из них изд. в 1972). Среди соч. композитора, пианиста и дирижёра Сальгадо - оперы, в т. ч. «Трибун» («El tribuno», 1970), балеты, оперетта «Любовные мечты» («Ensuenos de amor», 1930, новая ред. 1934), 6 симфоний (1945-1968), сюита для дух. оркестра «Атауальпа, или Закат империи» (1933), концерты (с оркестром) - 3 для фп. (1941-59), для скрипки (1953), для альта (1956). Романтич. традиции развивал в своём творчестве комп. П. Траверсари, произв. которого зачастую навеяны национальными легендами: мелодрамы, в т. ч. «Куманда, или Девственница джунглей»; орк. триптих «Индоандино»; написал также симф. сюиты «Слава Анд» («Glorias Andinas», к 100-летней годовщине независимости Эквадора, 1930). В 60-х гг. развернулась деятельность комп. М. Маижуаша, автора ряда атональных произв., а также К. Бруто, Ф. Паредеса, Н. Сафади, К. Мендосы, И. Белеса, К. Охеды, П. Соренсена, Р. Ромеро и др. Среди эквадорских музыкантов-исполнителей - пианисты Б. Пенья, П. Пас, Ф. Сальгадо, скрипачи X. Альсамор, Р. Ареволь, X. Агилар, виолончелистка Т. Теран. В г. Гуаякиль существуют Хор. школа, симф. оркестр, основанные А. Негри. Им же была создана Муз. ассоциация «Анхель Негри», поставившая неск. опер в театре «Ольмеда». Муз. кадры, помимо Нац. консерватории в Кито, готовят консерватории им. X. М. Родригеса в г. Куэнка и им. Антонио Ноймана в г. Гуаякиль. |