ЭЛЬСНЕР (Elsner) Юзеф Ксаверий (Юзеф Антони Францишек) (1 VI 1769, Гродкув, Силезия - 18 IV 1854, поместье Эльснерувка, близ Варшавы) - польский композитор, дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Начальное муз. образование получил будучи певчим в костёле доминиканцев во Вроцлаве (1781-88); там же учился у Д. Шёна, Ханиша (орган) и В. Драйриттера (контрапункт, композиция), одноврем. изучал медицину в университете (1788; продолжал занятия в Вене с 1789). В 1791 играл на скрипке в театр. оркестре в Брно, в 1792 дирижёр оркестра нем. оперного театра во Львове, где организовал Муз. академию (Филармонич. общество). Во Львове Э. сблизился с режиссёром В. Богуславским, примкнув к его Польской оперной труппе. В 1795-96 здесь были пост. первые оперы Э. «Удивительные братья» и «Переодетый султан». С 1799 работал в Варшаве, куда переехал вместе с труппой Богуславского, организовавшего там «Т-р Народовы», директором которого Э. был до 1824 (затем - чл. дирекции театра). Под упр. Э. исполнялись произв. итальянский композиторов, а также его собственные. Одноврем. занимался педагогич., муз.-обществ. и композиторской деятельностью. В 1802 основал гравёрную и нотопечатную мастерскую, где печатались сборники произв. польск. композиторов (в одну из тетрадей Э. включил фп. сонату Э. Т. А. Гофмана), а также книги по музыке. В 1810 открыл начальную муз. школу; разработал для неё программу и методику обучения. В 1814 организовал при Драм. школе муз. отделение (в 1816, возможно, в 1817, школа преобразована в Школу муз. и драм. искусства, с 1818 - в Обществ. начальную муз. школу). В 1821 на базе ф-та изящных искусств университета Э. создал Ин-т музыки и декламации (с отделениями композиции, дирижирования и др.), в том же году институт получил назв. консерватории, которой Э. руководил. В 1826, после разделения консерватории на Гл. муз. школу и Школу пения, стал рук. Гл. муз. школы; здесь у Э. в 1826-29 учился Ф. Шопен; среди др. учеников - комп. Т. Н. Нидецкий, И. Ф. Добжиньский, А. Фрейер. В 1824-31 Э. был также профессором композиции Варшавского университета. Когда после подавления Польского восстания 1830-31 была закрыта Гл. муз. школа, Э. стал преподавать в Школе пения при «Т-ре Народовы». Он был педагогом-реформатором, методистом и теоретиком. В рукописи остались его «План реорганизации высших музыкальных заведений» («Plan reorganizacji wyzszych studiow muzycznych») и «Трактат о мелодии и пении» («Rozprawa о melodii i spiewie», 1830); среди изданных инструктивных работ - «Краткое пособие по искусству генерал-баса» («Кrotko zebrana nauka generalbasu», 1807). Муз.-образоват. и просветит. деятельность Э. была связана также с муз. обществами; им осн. Об-во любителей религ. и нар. музыки (1815) и др. Э. много выступал как критик в польск., а также нем. журналах (писал корреспонденции о муз. жизни Варшавы; автор 43 статей, в т. ч. на нем. яз.). Среди теоретич. статей - «Насколько подходит польский язык к музыке?» («In wie weit die polnische Sprache zur Musik geeignet sei?», «Der Freimüthige», 1803, No 122, S. 487). В 1839-40 Э. побывал в Петербурге, где исполнялись его соч.; там у него возник замысел историч. оратории «Пётр Великий». Композиторское творчество Э. охватывает все существовавшие в его время жанры сценич., инстр., вок., в т. ч. культовой, хор. музыки. Однако в историю музыки Э. вошёл гл. обр. как оперный композитор. Им написано 45 опер, зингшпилей, водевилей и мелодрам, в которых он продолжал традиции венской классич. школы; в то же время Э. обращался к польск. нар. творчеству - темы мн. его соч. (особенно муз.-сценич.) осн. на нац. муз. фольклоре (впервые в истории польск. оперы). Творчество Э. - важное звено в развитии раннего польск. муз. романтизма. Э. был редактором и издателем мн. сборников польск. нар. песен, а также фп. произв. и отрывков из опер др. композиторов. Соч.: оперы (все пост. в Варшаве) - Пророчица Урсылла, или Что нравится дамам?(Wieszczka Ursylla czyli Co sie damom podoba, 1793), Переодетый султан (Der verkleidete Sultan, 1796), Султан Вампун (Sultan Wampun, 1800), Народное ополчение (Pospolite ruszenie, 1807), Андромеда (1808), Ведьмы с Лысой горы, или Лешек Белый (Czarownice z Lysoj Gory czyli Leszek Bialy, 1809), Король Локетек, или Висличанки (Кrol Lokietek czyli Wisliczanki, 1815), Ягелло в Тенчине (Jagiello w Tenczynie, 1820), Жертвоприношение Авраама (Ofiara Abrahama, 1821) и др.; для солистов, хора и орк. - культовая музыка, 3 оратории, 55 кантат (гл. обр. «по случаю»), 33 мессы, Народная (Ludowa) Stabat Mater (1848); для орк. - 5 симфоний, полонезы, марши; камерно-инстр. ансамбли - скр. дуэты, струн. трио, струн. квартеты; для фп. - сонаты, рондо, вариации, полонезы и др. пьесы; для хора - оффертории, более 80 псалмов и гимнов, ок. 100 хоралов; музыка к спектаклям драм. театра. Лит. соч.: Rozprawa о metrycznosci i rytmicznosci jezyka polskiego, Warsz., 1818; Sumariusz moich utworow muzycznych z objasnieniami о czynnosciach i dzialaniach moich jako artysty muzycznego, «RMz», 1957, No 4, 5. |