ЭЛГАР (Elgar) Эдуард Уильям (2 VI 1857, Бродхит, близ Вустера -23 II 1934, Вустер) - английский композитор и дирижёр. Начальное муз. образование получил под рук. отца, органиста и владельца муз. лавки. С детства играл на мн. инструментах. В 1873 скрипач оркестра вустерского «Гли-клаб» (хор. общество), где познакомился со старинной англ. музыкой для вок. ансамбля (её специфич. форма, т.н. гли - песни, преим. 3-голосные). С 1882 концертмейстер, затем дирижёр оркестра Вустерского любительского общества исполнителей-инструменталистов. В кон. 70 - нач. 80-х гг. писал хор. музыку для многочисл. англ. проф. и любительских муз. обществ, а также камерно-инстр. соч. и фп. миниатюры. Выступал как пианист (исполнял соч. И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена) и органист (с 1885). В 1877 взял неск. уроков скр. игры у известного в Лондоне скрипача А. Поллицера (написал 2 сонаты для скрипки соло). В 1882 сдал экстерном экзамены в лондонской Корол. муз. академии по классу скрипки и муз.-теоретич. предметам. С 80-х гг. занимался преим. изучением искусства композиции (анализировал симф. соч. В. А. Моцарта, Бетховена и др.), познакомился с произв. Р. Шумана, Р. Вагнера, И. Брамса на концертах оркестра Гевандхауза в Лейпциге (1882) и с соч. А. Дворжака на вустерских хор. фестивалях (Э. был концертмейстером вустерского симф. оркестра, выступавшего в 1884 под его упр.); влияние музыки Дворжака, восхитившей Э. мелодичностью, красочностью оркестровки, ощутимо во мн. его произв., особенно инструментальных; оно проявилось в яркой колоритности и лирико-романтич. характере музыки. В 1889-91 и 1904-20 Э. жил в Лондоне, с 1891 - в Малверне, в 1905-08 преподавал в университете в Бирмингеме. С 1929 до конца жизни жил в Вустере. Э. впервые привлёк к себе внимание конц. увертюрой «Фруассар», исполненной в 1890 на муз. фестивале в Вустере. Высокое композиторское мастерство Э. отметили Ч. Пэрри, Ф. Коуэн, А. Макензи и Г. Форе, слушавшие кантаты Э. «Чёрный рыцарь», «Сага о короле Улафе», «Карактакус» на муз. фестивалях в Вустере (1893), Стаффорде (1896) и Лидсе (1898). Уже в этих соч. проявились характерная для творчества Э. красочность оркестровки, искусное использование развёрнутой системы лейтмотивов. В соч. 90-х гг. заметно влияние творчества Р. Вагнера (его оперы Э. слушал в Бонне, Байрёйте и Мюнхене в 1892 и 1893). На рубеже веков Э. стал самым известным английским композитором. Популярность ему принесли оркестровые «Вариации на оригинальную тему» (впоследствии известны под назв. «Энигма-вариации»; лат. «Enigma» - «Загадка»; 1-е исп. 19 VI 1899 под упр. X. Рихтера) и особенно его монументальная оратория «Сновидение Геронтиуса» (1-е исп. под упр. Рихтера в октябре 1900). Всеобщее признание это произв. получило после его исполнения на Нижнерейнском муз. фестивале в Дюссельдорфе в 1901 (под упр. Ю. Бутса). В оратории Э. обратился к традициям старинной англ. хор. музыки и нац. муз. фольклору; эти тенденции стали основополагающими в обществ. движении - т. н. англ. муз. Возрождении. Э. вошёл в историю музыки как один из его ведущих представителей (наряду с X. Ч. Пэрри и Ч. Станфордом). Произв. Э. исполнялись в крупнейших муз. центрах Зап. Европы и в США, а также в Петербурге (в письме А. И. Зилоти к Э. говорится, что присутствовавшие на исп. «Энигма-вариаций» под упр. Зилоти Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов высоко оценили это произв.). Э. гастролировал как дирижёр (исполнял с разл. оркестрами собств. произв. и соч. др. композиторов) в Италии, Франции, странах Америки; разл. университеты присудили ему почётную степень доктора музыки, он получил ряд наград и звание «мастера корол. музыки» (1924). В 1900-20 (наиболее плодотворный период творчества Э.) созданы его крупные вок.-симф. и орк. соч., в т. ч. 1-я симфония (первая также в истории англ. музыки; в течение 1908 исполнялась св. 90 раз). Инстр. соч. Э. вошли в репертуар крупнейших музыкантов (солистом при первом исп. концерта для скрипки с оркестром в 1910 был Ф. Крейслер; имеется грамзапись этого концерта в исп. молодого И. Менухина и оркестра под упр. Э.). Э. - яркий представитель англ. муз. романтизма, в котором получили развитие художеств. принципы позднего зап.-европ. романтизма; преодолев прямое влияние музыки И. Брамса, Р. Шумана, А. Дворжака, Р. Вагнера и Р. Штрауса, он выработал свой оригинальный, глубоко нац. стиль, восходящий к традициям англ. хор. полифонии 17 в. и нац. муз. фольклору. Э. виртуозно владел техникой орк. письма. Для его музыки характерны ясность, уравновешенность и гибкость формы, богатство фантазии, благородство музыкального стиля, тонкий психологизм, исключительное мастерство музыкального портрета. Э. обладал богатым мелодическим даром; в его мелодиях ощутимы интонации англ. нар. напевов. Большим вкусом отличаются транскрипции Э. для оркестра клавирных произв. И. С. Баха и фп. соч. Ф. Шопена, разл. соч. Г. Ф. Генделя и др. В 1938 в Бродхите, в доме, где родился Э., открыт дом-музей Э. Интерес к музыке Э. возрос в 1960-е гг. Соч.: балет Алое опахало (The sanguine fan, 1917, Лондон); для солистов, хора и орк. - оратории Свет жизни (The light of life, 1896), Сновидение Геронтиуса (The dream of Gerontius, 1900), Апостолы (The apostles, 1903), Королевство (The Кingdom, 1906), кантаты Король Улаф (1896), Карактакус (Caractacus, 1898), Дух Англии (The spirit of England, 1916), оды Коронационная (Coronation ode, 1901), Создатели музыки (The music makers, 1912), кантата для хора с орк. Чёрный рыцарь (The black knight, сл. Л. Уланда, пер. Г. Лонгфелло, 1893); для орк. - 2 симфонии (1908, 1911), увертюры Фруассар (Froissart, концертная, 1890), Кокни (Cockaigne, 1901), На Юге (In the South, 1903), 2 сюиты - Волшебная палочка юности (The wand of youth, в 7 частях, 1907; в 6 частях, 1908, из музыки непоставленной детской оперы того же назв., 1896), Северн (Severn suite, для медных духовых, 1930; для симф. орк., 1932), Сюита для малышей (Nursery suite, 1931), 3 пьесы: мазурка, Мавританская серенада и Контрасты (Serenade mauresque, Contrasts, 1881), пьеса Привет любви (Salut d'amour, 1889), Имперский марш (Imperial march, 1897), 14 вариаций на оригинальную тему Загадка (Enigma, муз. портрет приятеля Э., 1899), Ночная песня, Утренняя песня (Chanson de nuit, Chanson de matin, для малого орк., 1899, 1901), 5 маршей (1901-1930), Мечтайте, дети (Dream children, 2 пьесы для малого орк., 1902), Коронационный марш (Coronation march, 1911), симф. этюд Фальстаф (1913), симф. прелюд Polonia (1915); для струн. орк. - пьесы Севильяна (Sevillana, 1884), серенада (1892), элегия (1909); Торжественное Adagio (Sursum corda, для струнных, медных инструментов и органа, 1894), пьеса Sospiri (для струн. орк., арфы и органа, 1914); для инструмента с орк. - концерты: для скр. (1910), влч. (1919), Романс для фагота (1910); 3 пьесы для чтеца с орк. (1914, 1915, 1917); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. с фп. (1918), струн. квартет (1918), фп. квинтет (1918), дух. квинтет (1934) и др.; для хора - Баварские горы (The Bavarian highlands, 6 песен с фп., на основе баварских нар. песен, 1895), баллада Знамя св. Георга (The banner of St. George, с орк., 1897); для хора a cappella - песни: О, счастливые глаза (О, happy eyes, 1894), на слова из «Греческой антологии» (1903) и английских поэтов (1907, 1914), Лети, моя песня (Go, song oi mine, 6-гол. хор, 1909), серенада (1916); гимны, энсземы и др. церк. соч. и мн. др.; пьесы для фп. (в т. ч. конц. allegro; обнаружено в 1969); пьесы для скр. соло и для органа, в т. ч. соната для органа (1895); орк. транскрипции соч. для разл. составов Г. Пёрселла, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, X. Ч. Пэрри. Лит. соч.: A future for English music and other lectures, ed. by P. M. Young, L., 1968. Письма: Letters of Edward Elgar and other writings, ed. by P. M. Young, L., 1956; Letters to Nimrod; from Edward Elgar to August Jaeger, ed. by P. M. Young, L., 1965. |