ЭЛЛИНГТОН (Ellington) Эдуард Кеннеди (прозвище - Дюк, Duke) (29 IV1899, Вашингтон - 24 V 1974, Нью-Йорк) - амер. пианист (негр. происхождения), аранжировщик, композитор и руководитель джаз-бэнда. Чл. Нац. института искусства и литературы (1970). С 1906 брал уроки музыки у Г. Гранта, окончил школу прикладных искусств и ремёсел в Праге (близ Вашингтона), получив специальность художника-плакатиста. С 1916 выступал как пианист-исполнитель в стиле регтайм в Вашингтоне и др. городах штата, играл в разл. танц. оркестрах. В 1918 организовал квинтет «Вашингтонцы» («Washingtonians»; в 1922 выступал с ним в Нью-Йорке). С 1923 постоянно работал в клубах Гарлема. Известность в США Э. принесли выступления (1927-32) в «Коттон-клаб» с собственным оркестром (10-15 участников). В 30-е гг. аранжировки и оригинальные оркестровые миниатюры Э., его выступления по Радио в качестве солиста-пианиста и руководителя джаз-бэнда, а также многочисленные грамзаписи его исполнения привлекли к нему внимание публики и многих видных музыкантов (Л. Стоковского, Ю. Орманди, А. Коутса, А. Копленда, К. Вейля). С 30-х гг. его джаз-бэнд состоял из виртуозов-солистов, с которыми Э. много гастролировал. Появлению специфич. «эллингтоновского звучания» оркестра способствовали выдающиеся музыканты, солисты-импровизаторы, владевшие мастерством оригинального звуко-извлечения, мн. годы проработавшие вместе с Э. В 40-60-е гг. Э. - ведущий исполнитель в стиле «суинг» (см. Джаз), его оркестр стал первым негр. коллективом, выступившим в зале «Карнеги-холл» (23 I 1943; весь сбор с концерта пошёл в Фонд помощи Сов. Союзу). Выступал со своим оркестром и в др. крупнейших конц. залах и муз. театрах США (в т. ч. в театре «Метрополитен-опера», 1951), а также стран Европы (1933-71), Азии и Лат. Америки (1968, 1971), в Сов. Союзе (1971). Э. был награждён мн. нац. премиями, избран почётным чл. неск. академий. В 20-30-е гг. Э. разрабатывал т. н. стиль джунглей («jungle style»). В ряде соч. использовал афро-амер. фольклор. В 30-40-е гг. Э. написал много ставших популярными джазовых пьес - «Настроение индиго» («Mood indigo»), «Одиночество» («Solitude»), «Искушённая леди» («Sophisticated lady»), «Караван» («Caravan»), «He совершай ничего, пока не услышишь обо мне» («Do nothing till you hear from me»), «В сентиментальном настроении» («In a sentimental mood»), «Зов креольской любви» («Creole love call»), «Я начинаю видеть свет» («I'm beginning to see the light») и др. В использовании гармонич. и орк. красок Э. был близок к К. Дебюсси, М. Равелю. Это превращало его произведения в изысканные муз. картины. Он был первым джазовым музыкантом, сумевшим преодолеть жанровую ограниченность раннего джаза. Э. создал первые образцы конц. джазовой музыки, сочиняя для своего оркестра большие многочастные композиции, гл. обр. сюиты - «Либерийская сюита» («Liberian suite», 1947), «Ночное создание» («Night creature» - «звуковая параллель» для симф. оркестра, фп. и джаза, 1955), «Такой приятный гром» («Such sweet thunder» - «12 эпизодов и характеров из драм Шекспира», 1957), Concerto grosso для оркестра и джаза (1962), «Новоорлеанская сюита» («New Orleans suite», 1969), сюита «Слава Туго» («Togo brava suite», 1971). Своим муз. творчеством и исполнит. деятельностью Э. внёс большой вклад в муз. культуру США и др. стран. Он называл собств. музыку не джазовой, а негритянской или афро-американской, считая, что искусство негр. музыкантов должно способствовать пробуждению самосознания цветного меньшинства в США, стать духовной опорой в борьбе за гражданские права. Эти идеи он подчеркнул в произв. «Чёрные, коричневые и бежевые» («Black, brown and beige» - «звуковая параллель» к истории амер. негров, 1943), «Гарлем» («Harlem», 1951), в музыке к драм. спектаклю «Мой народ» («My people», 1963), «Концерте духовной музыки» («Concert of sacred music», 1965). Э. - автор музыки к ряду кинофильмов («Анатомия убийства», «Парижский блюз», «Нападение на королеву») и телевизионных спектаклей; значительно менее известны его балеты и опера «Була». Лит. соч.: Music is my mistress, N. Y., 1973. |