ЭНДИ (Indy) Поль Мари Теодор Венсан д' (27 III 1851, Париж - 2 XII 1931, там же) - французский композитор, органист, дирижёр, критик, педагог и муз.-обществ. деятель. В 1862-65 обучался игре на фп. у Л. Дьемера и А. Мармонтеля, изучал гармонию и контрапункт под рук. А. Лавиньяка. С 1872 занимался у С. Франка (композиция и орган), в 1873-75 - у него же по классу органа в Парижской консерватории. Впоследствии Э. стал пропагандистом идей своего учителя и друга, главой т. н. школы Франка. В 1874-78 Э. был хормейстером «Концертов Шатле» (позднее - «Концерты Колонна»), а также 2-м литавристом (с 1875) оркестра этого общества и театра «Опера комик», органистом церкви Сен-Лё, с 1887 хормейстером «Об-ва новых концертов» (с 1897 - «Концерты Ламурё»). Один из основателей (1871), активных членов, а также председатель (с 1890) Национального музыкального общества. Э. содействовал расширению программ концертов общества, исполнению соч. забытых мастеров прошлого и классич. музыки. В 1894 Э. основал совм. с Ш. Бордом и А. Гильманом на базе «Певческой ассоциации» церкви Сен-Жерве «Схола канторум» (открыта в 1896) - высшее муз. уч. заведение, ставшее центром изучения, а также пропаганды старинной светской и церк. музыки. Э. вёл класс композиции, создал спец. курс орк. дирижирования, в течение 30 лет (с 1900) был директором школы. Впоследствии были открыты её филиалы во мн. городах Франции. Один из крупнейших педагогов своего времени, Э. воспитал плеяду композиторов. Среди его учеников - Ж. Орик, А. Руссель, Э. Варез, Г. Самазёй, Д. Северак, А. Маньяр, П. Капдевьель, А. Томази, М. Михалович, Р. Лушёр, Ж. Ги Ропарц, П. Ле Флем, Ж. Витковский, X. Турина. Свои педагогич. принципы Э. подытожил в капитальном труде «Курс музыкальной композиции» (совм. с О. Серье, т. 1-4, 1903-50). В начале творч. пути Э. испытал сильное влияние творчества Р. Вагнера (был поклонником его музыки, посвятил её исследованию ряд работ). Это особенно проявилось в сложной философско-религ. символике муз. драмы «Фервааль» (на собств. либр., 1895), перекликающейся по идейной направленности, драматургич. приёмам с «Парсифалем». В 90-е гг. влияние музыки Вагнера уменьшилось, чему в большой мере способствовало увлечение Э. франц. фольклором. Изучение нар. искусства юго-вост. Франции (особенно Вивье, откуда происходила семья Э.) привело к созданию таких соч., как «Симфония на тему песни французского горца» (с фп., 1886), «Фантазия на темы французских народных песен» для гобоя с оркестром (1888), муз. драма «Чужестранец» (1901). Э. составил также неск. сборников обработанных им нар. песен. В своём творчестве Э. развивал традиции Франка: зрелые произв. отличаются полифонич. изобретательностью, красочностью гармонии, прозрачностью оркестровки, масштабностью композиции. Во многих соч. приёмы полифонич. письма мастеров 15-18 вв. сочетаются с лейтмотивной техникой романтиков, характерные черты франц. нар. мелодизма - с особенностями архаич. церк. напевов, колоритная гармония романтиков - с графичностью фактуры. В поздних произв. заметно проявляется рационалистич. начало. Э. выполнял большую редакторскую работу. В разл. годы он редактировал произв. С. Росси (1876), А. Детуша (1882), Ш. С. Кателя (1883), К. Монтеверди (1904, 1923, 1924), Ж. Ф. Рамо (1905) и др. Знаток старинной музыки, Э. всемерно способствовал её возрождению, тем самым продолжив тенденции, зародившиеся в 19 в., и предвосхитив неоклассицистские устремления в музыке 20 в. Как дирижёр Э. концертировал во мн. странах мира (в т. ч. в России, 1903, 1907), исполняя в основном собств. сочинения. Э. выступал также как музыковед, муз. критик. Ему принадлежат книги о Франке (1906), Л. Бетховене (1911), Вагнере (1930). Его статьи публиковались в ряде периодич. изданий: «L'art moderne», «L'occident», «Durendal» (Брюссель), «The musician», «The weekly critical review» (Бостон), «Le courrier musical», «Comoedia», «Societй internationale de musique» (Париж) и др. В книгах и статьях Э., также как во всех областях его творч. деятельности, проявились вера в гуманистич., воспитат. и этическое предназначение музыки, бережное отношение к классич. традициям, высокая муз. культура и эрудиция. Соч.: оперы - Ожидайте меня под вязами (Attendez-moi sous l'orme, комич. опера, 1882, театр «Опера комик», Париж), Фервааль (муз. драма, на собств. либр., 1895, пост. 1897, Брюссель), Чужестранец (L'йtranger, 1901, пост. 1903, там же) и др.; для солистов, хора и орк. - драм. легенда Песнь о колоколе (Le chant de la cloche, с двойным хором, по P. Шиллеру, 1883, исп. 1912, Брюссель), кантата На открытие памятника (Pour l'inauguration d'une statue, 1893), Легенда о св. Кристофе (La legende de saint Christophe, сакральная драма, для чтеца, хора и орк., 1915. исп. 1920, театр «Гранд-Опера», Париж); для орк. - 5 симфоний (юношеская, 1872; Хуньяди Янош, 1876; Симфония на тему песни французского горца - Symphonie sur un chant montagnard francais, с фп., 1886; 1903; Краткая симфония о галльской войне - Symphonie brevis de bello gallico, 1918), увертюры Антоний и Клеопатра (1876) и Валленштейн (по Ф. Шиллеру, 1882), симф. поэмы Божественная комедия (La divine comedia, по Данте, 1871) и Воспоминания (Souvenirs, 1906), симф. сюиты Летний день в горах (Jour d'йtй а la montagne, 1905) и Поэма морских берегов (Poeme des rivages, 1921), симф. легенда Цветок шалфея (Sauge fleurie, 1884), симф. баллада Зачарованный лес (La foret enchantee, 1878), симф. вариации Иштар (1896), Средиземноморский диптих (Diptyque mediterraneen, 1926); для инструмента с орк. - концерт для фп., влч., флейты и струн. орк. (1926), Фантазия на темы франц. нар. песен для гобоя (Fantaisie sur des themes populaires francais, 1888), Сюита в старинном стиле для трубы, 2 флейт и струн. орк. (Suite en rй dans le style ancien, 1886), Хоральные вариации для саксофона (Choral varie, 1903); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1904), соната для влч. и фп. (1925), трио для кларнета, влч. и фп. (1887), фп. трио (1929), фп. квартет (1888), 3 струн. квартета (1890, 1897, 1929), фп. квинтет (1924), сюита для флейты, скр., альта, влч. и арфы (1927), секстет для 2 скр., 2 альтов, 2 влч. (1928), Песни и танцы - дивертисмент для 7 дух. инструментов (Chansons et danses, 1898); для фп. - 2 сонаты (1870, 1907), 3 песни без слов (Trois romances sans paroles, 1870), Поэма гор (Poeme des montagnes, 1881), Швейцария (Helvetia, 3 вальса, 1882), Шуманиана (1887), Картины путешествий (Tableaux de voyage, 6 пьес, 1889; орк. вариант, 1891), 13 коротких пьес (Treize pieces breves, 1915), 12 маленьких лёгких пьес (Douze petites pieces faciles, 1915), Для детей всех возрастов (Pour les enfants de tout вges, 3 альбома, 1919), сюита Волшебные сказки (Contes de fee, 1925), Фантазия на тему старинного франц. рондо (Fantaisie sur un vieil air de ronde francaise, 1930) и др.; для 2 фп. - Малый григорианский напев (Petite chanson gregorienne, 1904), Семь песен земли (Sept chansons de terroir, 1918); для органа - Прелюдия и маленький канон (Prelude et petit canon, 1893), Вечерня всех мучеников (Vepres du commun des martyrs, 8 антифонов, 1899), Пьеса (1911); хоры; для голоса с фп.- романсы и песни на сл. В. Гюго, Ш. Бодлера, Р. Бонье, П. Граволе, III. де ла Лоранси и др. авторов (1869-1928); обр. нар. песен; духовная музыка - кантаты, мотеты; музыка для драм. театра. Лит. соч.: Histoire du 105-e bataillon de la Garde nationale de Paris en l'annee 1870-71, P., 1872; Cours de composition musicale, v. 1 - 4, P., 1903-50 (совм. с A. Serieyx); С. Franck, P., 1906, 1930 (англ. пер. - N. Y., 1965); Beethoven. Biographie critique, P., 1911; La Schola Cantorum. Son histoire depuis sa fondation jusqu'а 1925, P., 1927; R. Wagner et son influence sur l'art musical francais, P., 1930; Introduction а l'йtude de «Parsifal» de Wagner, P., 1937; статьи, рецензии, лекции (фрагменты на рус. яз. - в кн.: Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX - начало XX вв., сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. Бушен, Л., 1972, с. 189-218). |