ЭНЕСКУ (Enescu) Джордже (19 VIII 1881, Ливени-Вырнав, ныне Джордже-Энеску - 4 V 1955, Париж) - рум. композитор, скрипач, дирижёр, пианист, педагог и муз.-обществ. деятель. Академик Рум. академии (1932). В 1893 окончил Венскую консерваторию по классу скрипки у Й. Хельмесбергера (по гармонии и композиции занимался у Р. Фукса), в 1899 - Парижскую консерваторию по классу скрипки у М. П. Марсика (по композиции занимался у Ж. Массив и Г. Форе, по полифонии у А. Жедальжа). Э. стоял в центре муз. жизни Румынии 1-й пол. 20 в. Как скрипач, дирижёр, пианист он вёл большую просветит. работу. Пропагандировал соч. рум. авторов на родине и за рубежом. Под упр. Э. впервые в Румынии был исполнен ряд значит произв. композиторов-классиков, в т. ч. 9-я симфония Бетховена, драм. легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза, 7-я симфония Шостаковича; в скрипичном концерте Хачатуряна Э. выступил как солист. Был одним из основателей и первым президентом (с 1920) Об-ва рум. композиторов (с 1949 - CК CPP), участвовал в создании гос. театра «Опера Ромынэ» (1921; открыт оперой «Лоэнгрин» под упр. Э.), учредил на собств. средства ежегодную премию для молодых рум. композиторов за лучшие соч. (пр. им. Дж. Энеску; существовала в 1913-46). Э. был одним из инициаторов создания Об-ва культурных связей с СССР (1930-е гг.), с 1944 пред. муз. секции Рум. общества дружественных связей с СССР (АРЛУС). Э. - художника-демократа отличали прогрессивная направленность взглядов, страстный гуманизм, последовательная антифашистская позиция. Глава нац. композиторской школы, классик рум. музыки, первый рум. композитор, получивший мировое признание, Э. заложил основы совр. рум. музыки во мн. жанрах. В своём творчестве мастерски претворил специфич. особенности нар. мелоса; музыка его произв. отмечена нац. определённостью. В соч. Э. достигнут органический синтез нац. образности и стилистики с традициями европ. искусства, более всего романтизма и импрессионизма. Через всё творчество Э. проходят две основные темы. Первая - борьба человека с антигуманными силами, с роком. Эта философская антитеза раскрывается с особой силой в опере «Эдип» - вершине творчества Э., классич. образце рум. музыки, в его симфониях (в частности, в 3-й, написанной под впечатлением трагедии 1-й мировой войны 1914-18), в симф. поэме «Зов моря», Камерной симфонии, в поздних квартетах. Э. выступает здесь наследником высокой гуманистич. традиции европ. искусства. Со второй темой - родина и народ - связан ряд его соч., в которых особенно ярко проступает нац. характер музыки Э. В их числе - «Румынская поэма», 2 рум. рапсодии (наиболее популярные соч. Э., они с виртуозным блеском развивают подлинные лэутарские мелодии), 3-я соната для скрипки и фп. «в румынском народном характере», «Сельская сюита» для оркестра, сюита для скрипки и фп. «Впечатления детства». В них композитор с большой художеств. силой раскрыл характерные психологич. черты рум. народа, воплотил картины сельских праздников, дал пейзажные зарисовки. Один из выдающихся исполнителей своего времени, Э. получил мировую известность как скрипач (дебютировал в 1889, Бухарест) и как дирижёр (дебютировал исполнением своей «Румынской поэмы» в 1898, Бухарест). В течение неск. десятилетий неоднократно выступал почти во всех европ. странах, в США, Канаде, гастролировал в России (1909, Москва, Петербург; 1917, Петроград), в СССР (1946, Москва). Исполнит. искусству Э. были присущи одухотворённость, классич. строгость в сочетании с эмоциональной наполненностью, стилистич. чуткость, глубина и своеобразие трактовок. Игру Э.-скрипача отличали естественность и выразительность интонирования, отточенность техники, её обогатило самобытными чертами искусство нар. скрипачей-лэутаров. В огромном репертуаре Э. - скрипача и дирижёра, наряду с произв. композиторов-классиков (блестящий интерпретатор музыки И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса) и совр. авторов, особенно французских, важное место занимала рум. музыка. Крупнейший ансамблист, Э. играл со мн. выдающимися музыкантами - Б. Бартоком, Э. Изаи, П. Касальсом, А. Корто, Д. Липатти, И. Менухиным, Д. Ф. Ойстрахом, Ж. Тибо, выступал с дирижёрами Ф. Вейнгартнером, В. Дамрошем, Дж. Джорджеску, П. Монтё, Л. Стоковским, Ф. Штоком и др. Творчество и исполнит. искусство Э. высоко ценили П. Касальс, А. Онеггер, Д. Ф. Ойстрах, Д. Д. Шостакович и др. Э.-скрипач был известным педагогом, у него учились И. Менухин, К. Ферра, Д. Бруншвейг и др. В течение ряда лет Э. читал лекции на курсах интерпретации в Париже, в Брайтоне (Великобритания), в Сиене (Италия). Автор «Воспоминаний», изданных в лит. записи Б. Гавоти (Gavity В., Les souvenirs de Georges Enesco, P., 1955; рус. пер. - Энеску Дж., Воспоминания и биографические материалы, М.-Л., 1966). Многогранная творч. и обществ. деятельность Э. сыграла важную роль в развитии рум. муз. культуры 20 в. Соч.: опера Эдип (1931, пост. 1936, «Гранд-Опера», Париж); симф. поэма Зов моря (Vox maris; для солистов, хора и орк., 1951); для орк. -3 симфонии (1905, 1914; 1918 - для орк., органа, фп. и хора, 2-я ред. 1921), Камерная симфония (для 12 инструментов, 1954), Рум. позма (с хором, 1897), 3 сюиты (1903, 1915; 1938 - Сельская), 2 рум. рапсодии (1901), 2 интермеццо (1902, 1903), конц. увертюра «в рум. нар. характере» (1948); камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты (1897, 1899; 1926 - «в рум. нар. характере») и сюита Впечатления детства (Impresii din capilarie, 1940) для скр. и фп., 2 фп. квартета (1909, 1944), 2 струн. квартета (1920, 1951), фп. квинтет (1940), октет (1900), децпмет (1906) и др.; для фп. - 2 сонаты (1924, 1933), 3 сюиты (1897, 1903, 1916), вариации, разл. пьесы; для голоса с фп. - Семь песен на стихи К. Маро (1908) и др.; хоры. Лит. соч.: Scrisori, v. 1, Buс., 1974. |