ЭНГЕЛЬ Юлий Дмитриевич [16 (28) IV 1868, Бердянск - 11 II 1927, Тель-Авив] - русский музыкальный критик и композитор. В 1890 окончил юридич. ф-т Харьковского университета, в 1897 - Моск. консерваторию по классу композиции у M. M. Ипполитова-Иванова (занимался также у С. И. Танеева). В 1893 впервые выступил в печати (газ. «Новости дня»). В 1897-1918 был постоянным сотрудником, с 1898 зав. муз. отделом газ. «Русские ведомости». Печатался также в журн. «Русская музыкальная газета», «Музыкальный современник» и др., выступал в качестве лектора. Один из организаторов и пред. бюро Нар. консерватории в Москве (1906-18), участник общества «Музыкально-теоретическая библиотека». Изучал и пропагандировал евр. муз. фольклор, в 1908 избран почётным пред. моск. отделения Об-ва евр. нар. музыки. После Oкт. революции 1917 Э. сотрудничал в Муз. отделе Наркомпроса РСФСР и ряде муз.-просвет. организаций, преподавал в Моск. консерватории. В 1922-24 жил в Берлине, где организовал Об-во для издания евр. музыки, затем уехал в Палестину, где собирал образцы нар. музыки, принял участие в создании Нар. консерватории. Как муз. критик Э. отличался объективностью, трезвостью и продуманностью суждений, отсутствием предвзятости. Его эстетич. принципы сложились на основе рус. муз. классики, он сам отмечал, что воспитан в традициях В. В. Стасова. Вместе с тем Э. не отдавал предпочтения какому-либо одному из течений рус. музыки. Преклонение перед Н. А. Римским-Корсаковым (ему посвящен обширный цикл статей) не помешало Э. проницательно оценить П. И. Чайковского как «одного из лучших современных европейских симфонистов». Откликаясь на разнообразные события текущей муз. жизни, Э. проявлял тонкий критич. такт в их оценке. Несмотря на известный консерватизм взглядов, он с интересом и сочувственно отнёсся к ряду новых явлений в музыке 20 в.: восхищался талантом А. Н. Скрябина, хотя последние соч. композитора ему были чужды, благожелательно откликнулся на первые творч. выступления И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского. Э. внёс ценный вклад в рус. муз. лексикографию. В 1901 под его ред. издан рус. перевод 5-го нем. издания «Музыкального словаря» X. Римана (H. Riemann, «Musiklexikon») с прибавлением ок. 800 статей о рус. муз. деятелях, написанных Э. Издал также «Краткий музыкальный словарь» (1907, 2-е изд. 1909) и «Карманный музыкальный словарь» (1913), вёл муз. отдел в 4-м изд. «Энциклопедического словаря товарищества А. Граната» (1899). Среди муз. соч. Э. - сюита для 7 инструментов, фп. трио, пьесы для разл. инструментов с фп., романсы, хоры, обработки нар. песен. Написал также музыку к пьесе «Гадибук» Анского в переводе и переработке X. Н. Бялика (1922, театр-студия «Габима», Москва). Соч.: В опере. Сб. ст. об операх и балетах, [М.], 1911; Глазунов как симфонист, «РМГ», 1907, No 1-6; Очерки по истории музыки, М., 1911; А. Н. Скрябин. Биографический очерк, «Музыкальный современник», 1916, кн. 4-5; С. И. Танеев как учитель, там же, 1916, кн. 8; Глазами современника. Избранные статьи…, сост., ред., комментарии и вступ. ст. И. Кунина, М., 1971. Ю. В. Келдыш. |