ЭНГЕЛЬБРЕХТ (Inghelbrecht) Дезире Эмиль (17 IX 1880, Париж - 14 II 1965, там же) - французский композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории. Как дирижёр дебютировал в «Т-ре искусств» (1908). Прославился как один из лучших интерпретаторов совр. музыки и особенно соч. К. Дебюсси (был его близким другом; участвовал в качестве хормейстера в первой пост. мистерии Дебюсси «Мученичество св. Себастьяна», 1911). С сезона 1912/13 муз. руководитель «Театра Елисейских полей», где дирижировал оперой «Борис Годунов» Мусоргского, впервые исполнявшейся на франц. яз. В 1920-23 дирижировал оркестром Швед. балета в Париже, успеху мн. постановок которого способствовало исполнит. мастерство Э. В 1924-25 и 1932-33 муз. директор «Опера комик», в 1927 - «Гранд-Опера». В 1928-32 был дирижёром концертов «Ассоциации концертов Падлу». В 1934 основал и до 1944 возглавлял Нац. оркестр Франц. радио. В 1945-50 снова дирижёр театра «Гранд-Опера». Гастролировал за рубежом. Как композитор Э. работал в разл. жанрах. В своём симф. творчестве находился под влиянием К. Дебюсси и М. Равеля. Знаток оркестра и специфики театр. музыки. Автор ряда книг и статей, в которых нашла отражение его многолетняя дирижёрская практика. Соч.: опера Венецианская ночь (La Nuit venitienne, по А. Мюссе, 1908); опера-балет Дуб и липа (Le chene et le tilleul, по Лафонтену, 1960); балеты, в т. ч. Эль Греко (пост. Шведским балетом, Париж, 1920), Чёрт на колокольне (Le diable dans le beffroi, по Э. По, «Гранд-Опера», 1927), Игра красок (Jeu de couleurs; «Опера комик», 1933), Превращение Евы (Le metamorphose d'Eve, 1937); оперетты, в т. ч. Путешествие в мечту (Voyage dans le bleu, 1947); для солистов, хора и орк. - реквием (1941), Рождественская пастораль (Tant que Noel durera, 1943), Маугли (по Р. Киплингу, для чтеца, солистов, хора и орк., 1946); для орк. - Короткая симфония (Symphonie breve, 1930), симф. эскиз Осень (L'automne, 1905), симф. поэма Ко дню первого снега в старой Японии (Pour le jour de la premiere neige au vieux Japon, 1908), Три танц. поэмы (1923) и др.; многочисл. камерно-инстр. ансамбли - в т. ч. произв. для скр. и фп., для влч. и фп., струн. квартет (1954), квинтет для струн. и арфы (1917); Малороссийская сюита (Suite petite-russienne, 1908) для фп.; хоры, песни, вок. циклы, в т. ч. Мелодии на стихи рус. поэтов (1905). Лит. соч.: Comment on ne doit pas interpreter «Carmen», «Faust» et «Pelleas…», P., 1933; Diabolus in musica…, P., [1933]; Ravel, et les Russes, «La revue musicale», 1938, dec. (numero special) (рус. пер. - Равель и русские, «СМ», 1962, No 12); Mouvement contraire; souvenirs d'un musicien, P., [1947]; Le chef d'orchestre et son йquipe, P., 1949; Cl. Debussy, [P., 1953] (совм. с Жерменой Э.); Le chef d'orchestre parle au public, P., 1957; «Pelleas» apres cinquante ans, «Musica», 1959, No 62; Comment Debussy decrocha le Prix de Rome, там же, No 67 (совм. с Жерменой Э.). |