ЭНСЗЕМ, энзем, антем (англ. anthem, средне-англ. antem, староангл. antefn, позднелат. antiphona, от греч. antiponos - звучащий в ответ) - нелитургич. духовное песнопение англиканской церкви с текстом из Библии (иногда из др. источников) на англ. языке. Существуют 2 разновидности Э.: появившийся несколько ранее полный Э. (full anthem) - исполняемый хором, преим. a cappella, и более поздний стиховой, или строфический, Э. (verse anthem) - основанный на чередовании сольных (один или неск. солистов) и хор. разделов, с инстр. сопровождением (орган, струнные).Своим возникновением жанр обязан движению Реформации, выдвинувшему идею богослужения на нац. языке. Образцом для создателей первых полных Э. (К. Тай, Т. Таллис) был лат. мотет, что подтверждается известными случаями переработок мотетов в Э. Однако уже в раннем Э. сложились - во многом в связи с языковыми особенностями текста - его своеобразные черты: У. Бёрд. Стиховой (verse) энсзем. по преимуществу силлабич. мелодика, краткость фраз, квадратность, гармонич. наполненность при меньшей по сравнению с мотетом роли полифонии. Даже в более поздних стиховых Э. (У. Бёрда, Т. Морли, О. Гиббонса) партия солиста ещё не является ведущим голосом: гармонич. изложение в них только намечается. Новый ариозный стиль в сольных разделах утвердился в 17 в.; введение инстр. интерлюдий (Дж. Блоу, Г. Пёрселл) усилило обозначившееся сходство Э. с кантатой (в это же время в Э. был добавлен полифонич., нередко двухорный, раздел «аллилуйа»). Наивысшего развития Э. достиг в творчестве Г. Ф. Генделя, который создавал соч. в этом жанре, как правило, по определ. поводам (Э. коронационные, свадебные, похоронные и др.); они близки по стилю его ораториям. В 19 в. к жанру Э. обращались мн. англ. и американский композиторы (напр., англичанину С. С. Уэсли принадлежат Э., изд. в 2 томах). В 20 в. среди авторов Э. - Б. Бриттен, С. Барбер, И. Ф. Стравинский. Многочисл. образцы Э. приведены в изд.: Musica Britannica. A national collection of music, v. 7 - 1953, v. 23 - 1966, v. 38 - 1976. |