ЭПИТАФИЯ (от греч. epitapios - надгробный, от epi - на, над и tapos - могила) - надгробная надпись, обычно стихотворная. Тип Э. сложился в Др. Греции и Риме. В европ. культуре применялись и реальная Э., и как бы воспроизводящая её фиктивная - стихотворение в духе надгробной надписи, существующее на тех же правах, что и другие «неприкладные» стихотворения. Сохранились отд. Э., посвященные музыкантам, напр. трубачу римского войска (см. кн.: Федорова Е. В., Латинские надписи, М., 1976, с. 140, 250, No 340) и органному мастеру, «который умел делать водяные органы и даже направлять движение [воды в них]». Изредка реальные Э. бывали и музыкальными. Так, на гробнице Сейкила в Траллах (Лидия, Малая Азия) ок. 100 до н. э. была высечена запись песенной мелодии с соответствующим текстом (см. нотный пример в ст. Древнегреческие лады, колонка 306, внизу). В 19 в. нередко создавались муз. произв., по своему характеру отвечавшие представлению об Э. и иногда носящие это название. В их числе 2-я часть «Траурно-триумфальной симфонии» Берлиоза («Надгробная речь» для тромбона соло), «Э. к надгробию Макса Эгона Фюрстенбергского» для флейты, кларнета и арфы Стравинского, три Э. («Drei Grabschriften») Дессау на сл. Б. Брехта (памяти В. И. Ленина, М. Горького и Р. Люксембург), Э. на смерть К. Шимановского для струн. оркестра Шелиговского, вок.-симф. Э. памяти Ф. Гарсиа Лорки Ноно и др. Э. родственны др. произв. т. н. мемориальных жанров - похоронный марш, нения, надгробие (Le tombeau; сюита «Гробница Куперена» для фп. Равеля, «Скорбная песнь» для оркестра Лядова), некоторые элегии, Lamento, In memoriam (интроит «Памяти Т. С. Элиота» Стравинского, «In memoriam» для оркестра Шнитке). Издания: Греческая эпиграмма, пер. с древнегреч., [М., 1960]; Carmina latina epigraphica. Collegit Fr. Buecheler, fasc. 1-3, Lipsiae, 1895-1926; Carmina sepulcraia latina. Collegit J. Cholodniak, Petropoli, 1897. |