ЭПИТАЛАМА (от греч. epitalamios - свадебный, брачный, от epi - при, перед и talamos - брачный покой) - свадебная песнь, бытовавшая в антич. муз. практике как часть художеств. оформления свадебного обряда. Исполнялась перед брачным покоем хором, иногда и двумя хорами (юношей и девушек). Тематика сохранившихся текстов Э. свидетельствует о связи с фольклорной традицией. Существовали величальные Э. (epitalamios ymnos и epitalamios odn) и Э.-плачи. Нередко в Э. использовались мифологич. сюжеты (напр., в одной из эпиталам Сапфо описывается свадьба Гектора и Андромахи). О музыке Э. судить трудно, т. к. среди дошедших до нас памятников антич. муз. искусства соч. этого жанра отсутствуют, а древние муз.-теоретич. трактаты не сообщают об Э. ничего конкретного. Только Аристид Квинтилиан («О музыке», 1, 12) упоминает Э. наряду с др. жанрами, каждый из которых исполнялся в особой звуковысотной области. Нередко окончание раздела формы Э. сопровождалось возгласом men o Ymenaie («гимен, о Гименей!»), отчего Э. иногда назывались Гименеями (Гименей - Ymnnaos, или 'Ymenaios, в др.-греч. мифологии спутник Афродиты, бог брака). Сочинитель Э. назывался «эпиталамиограф» (epitalamiograpos). К жанру Э. обратился А. Г. Рубинштейн в своей опере «Нерон» (1876). Издания: Сапфо. Стихотворения и фрагменты, М., 1915. |