ЭШПАЙ Андрей Яковлевич (р. 15 V 1925, Козьмодемьянск Map. АССР) - советский композитор. Сын Я. А. Эшпая. Нар. арт. СССР (1981). В 1943-46 в Сов. армии. В 1953 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Е. К. Голубева (занимался вначале у Н. Я. Мясковского) и по фп. у В. В. Софроницкого. В 1956 окончил там же аспирантуру (рук. А. И. Хачатурян). С 1960 секретарь, в 1973-1979 1-й секретарь CК РСФСР, с 1968 секретарь CК СССР. В 1965-70 преподавал композицию в Моск. консерватории. Выступает как пианист с исполнением своих произв. В 1978 был пред. жюри пианистов на 6-м Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского. Гос. пр. СССР (1976). Чл. Междунар. муз. совета при ЮНЕСКО (с 1977), почётный чл. Об-ва им. Ф. Листа (1979, США). Соч.: балеты - Ангара (по пьесе А. Н. Арбузова «Иркутская история», 1976, Большой театр), Помните! (Круг, 1981, Куйбышевский театр оперы и балета), оперетта Нет меня счастливее (Внимание, съёмка!, 1968, Киевский театр муз. комедии; 1972, под назв. Седьмое небо, Прага); мьюзикл Любить воспрещается (1973, Братислава, под назв. Свадьба по жребию); для голосов, хора и орк. - кантата Ленин с нами (сл. В. В. Маяковского, 1968); для орк. - 4 симфонии (1959; Хвала свету, 1962; Памяти отца, 1965; Симфония-балет, 1981), симф. танцы на марийские темы (1951), Вариации на тему Н. Я. Мясковского (1966), праздничная увертюра Кремлёвские куранты (1970), концерт для орк. с солирующими трубой, фп., вибрафоном и контрабасом (1967); для инструментов с орк. - концерты: 2 для фп. (1954, 1972), 2 для скр. (1956, 1-я пр. на 6-м Междунар. фестивале демократич. молодёжи и студентов в Москве; 1977, памяти Н. Я. Мясковского), Венгерские напевы для скр. с орк. (1953, 1-я пр. на 5-м Междунар. фестивале демократич. молодёжи и студентов в Варшаве); камерио-инстр. ансамбли - для скр. и фп.: 2 сонаты (1966, для 3-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского; 1970), Мелодия и танец (1950), для кларнета и фп. - 3 марийские мелодии (1947), сюита (1952), прелюдия, адажио, фуга (1949); для фп. - 2 сонатины (1951, 1971), Колыбельная и 6 прелюдий (1947), Детский альбом (1970), Метр и ритм (1970), Венгерская тетрадь (25 венг. песен для фп., 1976); для органа - Пассакалья (памяти Н. Я. Мясковского, 1951), прелюдия (1975); пьеса для флейты соло (1981); для голоса с фп. - романсы и песни (ок. 100), в т. ч. С первой встречи с тобой (сл. Г. Г. Регистана, 1955), Нет, скажешь ты! (сл. Регистана, 1957), Москвичи (Серёжка с Малой Бронной, сл. Е. И. Винокурова, 1958), Почему, отчего? (сл. В. П. Котова, 1958), Ты, только ты! (сл. Регистана, 1959), Песня Маши (сл. Г. Поженяна, 1960), А снег идёт (сл. Е. А. Евтушенко, 1962), Песня о дружбе (сл. В. Н. Карпеко, 1962), Песня о тишине (сл. Л. Г. Дербенёва, 1972); музыка к спектаклям драм. театров - «Опасный возраст» Нариньяни (1960, Моск. театр им. Ленинского комсомола), «Танцы на шоссе» Гердта и Львовского (1962, Ленингр. театр им. А. С. Пушкина), «Покой нам только снится» Шевкуненко (1962, Моск. театр им. А. С. Пушкина), «Прерванная мелодия» Коршунова (1964, Марийский театр им. Я. П. Шкетана, Йошкар-Ола), «Волшебники живут рядом» Хазина (1964, Ленингр. театр эстрады), «Теория невероятности» Анчарова (1966, Моск. театр им. М. И. Ермоловой), «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» по А. Линдгрен (1968, Моск. театр сатиры), «Неравный брак» Константинова и Рацера (1970, Моск. театр им. M. H. Ермоловой), «Обыкновенное чудо» Шварца (1971, Моск. театр сатиры); музыка к кинофильмам и телефильмам (ок. 50) - «Повесть о первой любви» (1954), «Ночной патруль» (1957), «Исправленному верить» (1959), «Жажда» (1960), «Майор Вихрь» (1966), «Бабье царство» (1968), «Адъютант его превосходительства» (1972), «Трактир на Пятницкой», «Емельян Пугачёв» (оба - 1978) и др. Лит. соч.: Вечер камерной музыки, «СМ», 1954, No 12; Путевые заметки, там же, 1961, No 3; На Ленинградском смотре, там же, 1961, No 6; В. В. Софроницкий (совм. с П. Лобановым), в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966. ЭШПАЙ Яков Андреевич [18(30) X 1890, дер. Кокшамары ныне Звениговского р-на Map. АССР - 20 II 1963, Москва] - советский композитор, хормейстер, фольклорист и педагог. Засл. деят. искусств Map. АССР (1941). Кандидат искусствоведения (1946). С 1905 играл на скрипке в школьном оркестре, руководил школьным хором. В 1910 занимался на регентских курсах Казанского муз. уч-ща РМО. В 1913 окончил Казанское муз. уч-ще по классу композиции у Р. Гуммерта, в том же году преподавал пение в Уфимской духовной семинарии, руководил симф. ансамблем любителей. В 1914-1917 в армии, играл в оркестре, руководил полковым хором. В 1917-27 преподавал муз.-теоретич. предметы в начальных школах Кокшамар, Мариинского Посада, Козьмодемьянска. В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Г. Э. Конюса. С 1931 науч. сотрудник Марийского н.-и. института языка, литературы и истории (Йошкар-Ола). С 1932 ред. нац. сектора Музгиза. Э. собирал (с 1917) и исследовал мар. нар. песни. В 1920 вместе со своим двоюродным братом И. С. Палантаем (Ключниковым) и В. М. Васильевым участвовал в экспедиции по собиранию и записи песен горных мари. Э. - первый композитор, создавший на мар. нар. муз. материале ряд крупных произв. Вместе с Васильевым составил сб.: «Марий кары муро» («Марийские народные песни», 1957). Автор кн. «Национальные музыкальные инструменты марийцев» (1940), статьи «И. С. Палантай - первый марийский композитор» (в сб.: Учёные записки Марийского н.-и. института языка, литературы и истории, вып. 4, 1951). Соч.: опера Салика (не окончена); для голосов, хора и орк. - кантаты 25 лет Марийской АССР (совм. с Б. С. Шехтером, 1946), Лес (сл. А. Бика, 1951); для орк. - Маленькая сюита (1949), Марийская сюита (1951), Марийские картины (1955), Песенные и плясовые мелодии (1955); Песня-поэма для скр. и орк. (1954); сюита для дух. орк. (1939); для орк. нар. инструментов - 3 танца (мар., чуваш., тат., 1937); камерно-инстр. ансамбли - Мелодия народа мари для гобоя с фп. (1931), Песни народов Поволжья (сюита для струн. квартета, 1940), квинтет для деревянных дух. инструментов (1930); Марийский танец для фп. (1937); для голоса с орк. - Баллада гусляра (сл. А. Айзенворта, 1939); для голоса и фп. - 3 романса на стихи А. С. Пушкина; обр. нар. песен для голоса и фп. - 5 горномарийских песен (1933), 5 старинных мар. песен (1938), 2 мар. нар. песни (1954); музыка к спектаклям драм. театров - «Шурко» Шкетана, «Мудшатар» Чавайна (совм. с Л. Н. Сахаровым), «Марийская рота» (все - 1934, Map. театр, Йошкар-Ола) и др. |