ЭРКЕЛЬ (Erkel) Ференц (7 XI 1810, Дьюла - 15 VI 1893, Будапешт) - венгерский композитор, дирижёр, пианист, педагог и муз.-обществ. деятель. Потомственный музыкант, Э. учился у отца (фп.), в 1822-25 - у Г. Клейна в Братиславе (фп., орган, муз.-теоретич. предметы). С 1827 жил в Коложваре (ныне Клуж), был домашним учителем музыки у графа Чаки (1828-35), выступал как пианист. Ок. 1830 дебютировал как дирижёр в Коложваре. С 1835 жил в Пеште. Дирижировал оперными спектаклями Венг. театр. т-ва (шли в Дворцовом театре), концертировал как пианист. В 1836-38 был 2-м дирижёром нем. театра. С кон. 30-х гг. Э. в течение более 50 лет возглавлял муз. жизнь страны. С 1838 гл. дирижёр, затем муз. директор Нац. театра, с 1884 - Оперного театра (в последний раз выступил в ним как пианист и дирижёр 7 XI 1890), дирижировал концертами оркестра Филармонич. общества (осн. им в 1853; оставался его руководителем до 1871) и Всевенг. объединения хор. обществ (с 1868 его гл. дирижёр). В 1875-86 был директором и до 1888 профессором по классу фп. Муз. академии. Э. - основоположник нац. венг. оперы. В своих историч. патриотич. операх использовал сюжеты, связанные с реальными эпизодами борьбы венг. народа против чужеземной тирании. Сочетая достижения зап.-европ. оперного искусства с венг. фольклорной основой, он создал произв. с яркими муз. характеристиками героев, с трагич. коллизиями большой силы воздействия. Нац. характер операм Э. придают широкое использование интонаций и ритмов вербункоша и нар. песен периода куруцких войн против габсбургского владычества. Наиболее значительны героико-лирич. оперы романтич. характера «Ласло Хуньяди» (1844), созданная в период подготовки Революции 1848 и отражающая патриотич. устремления венг. народа, его нац.-освободит. идеи, и «Банк бан» (по драме И. Катоны; соч. ок. 1850-60, пост. в 1861); некоторые мелодии из этих опер пелись как массовые песни во время нар. демонстраций в 1848-49 и 1918- 1919 (с частично изменёнными текстами). В своей творч. эволюции Э. шёл от романтизма к реализму; в его операх возрастает роль нар. масс, в многочисл. хор. сценах всё шире использовал подлинные нар. песни. В оркестровке выделялись сольные партии флейты, предназначенные для виртуозов-флейтистов братьев А. Ф. и К. Доплеров (совм. с ними Э. написал оперу «Эржебет», 1857). Э. принадлежат также комич. бытовые оперы на сюжеты из жизни венг. общества того времени, в т. ч. «Шарольта» (1862). Соч.: оперы (все пост. в Будапеште) - Мария Батори (1840), Ласло Хуньяди (1844), Банк бан (1861, Пешт; 1954, Новосибирский театр оперы и балета; 1959, Большой театр СССР, Москва), Дьёрдь Дожа (1867), Дьёрдь Бранкович (1874), Безымянные герои (Nevtelen hösök, 1880), Король Иштван (Istvan kiraly, 1885); для орк. - Торжественная увертюра (Ьnnepi nyitany, 1887; к 50-летию будапештского Нац. театра), Блестящий дуэт в форме фантазии для скр. с фп. (1837); пьесы для фп., в т. ч. Ракоци-марш; хор. соч., в т. ч. кантата, а также гимн (на сл. Ф. Кёльчеи, 1844; стал гимном ВНР); песни; музыка к спектаклям драм. театра. Сыновья Э. - Дьюла Э. (4 VII 1842, Пешт - 22 III 1909, Будапешт)- композитор, скрипач и дирижёр. Играл в оркестре Национального театра (1856-60), был его дирижёром (1863-89), профессором Муз. академии (1880), основателем муз. школы в Уйпеште (1891). Элек Э. (2 XI 1843, Пешт - 10 VI 1893, Будапешт) - автор неск. оперетт, в т. ч. «Студент из Кашши» («Der Student von Кassau»). Ласло Э. (9 IV 1844, Пешт - 3 XII 1896, Братислава) - хор. дирижёр и фп. педагог. С 1870 работал в Братиславе. Шандор Э. (2 I 1846, Пешт - 14 X 1900, Бекешчаба) - хор. дирижёр, композитор и скрипач. Играл в оркестре Нац. театра (1861-74), с 1874 хор. дирижёр, с 1875 гл. дирижёр Нац. театра, директор филармонии. Автор зингшпиля (1865), «Венгерской увертюры» и муж. хоров. |