ЭВАЛЬД Зинаида Викторовна [18(30) X 1894, Петербург - 27 I 1942, Ленинград] - советский музыковед и фольклорист. Кандидат историч. наук (1935). В 1917 окончила школу Об-ва поощрения художеств по классам рисования и живописи в Петрограде. В 1917-21 преподавала рисование в ср. школе при Центр. художеств. мастерских в Николаеве. С 1921 жила в Петрограде. В 1925 окончила консерваторию по классу фп. у H. H. Позняковской и одноврем. ф-т истории музыки Ин-та истории искусств (ныне Ин-т театра, музыки и кинематографии), с 1926 науч. сотрудник этого института. Участвовала в семинарах по рус. нар. песне и романсу, руководимых В. В. Асафьевым (там же). В 1927-42 преподавала историю музыки в Центр. муз. техникуме и Ленингр. консерватории (с 1932 доцент). В 1931-41 ст. науч. сотрудник фольклорной комиссии Ин-та археологии и этнографии АН СССР. Участница мн. науч. экспедиций, в т. ч. 4 искусствоведч. экспедиций на рус. Север (Заонежье, Пинега, Мезень, Печора). Специализировалась в области рус. и белорус. нар. песни, систематически собирала рабочий и крестьянский фольклор в Ленинграде и области, записала ценные образцы рус. нар. многоголосия. Э. - одна из создателей сов. муз.-фольклористич. школы. Её работы посв. песенному творчеству сев.-рус. областей, Белоруссии, Удмуртии, Карелии. В музыковедч. трудах Э. вдумчивый теоретич. анализ сочетается с тонким описанием характера исполнения. Много внимания уделяла песенной поэтике. Своеобразие литературоведч. стиля Э. во многом определялось художественным, нередко живописным восприятием нар.-поэтич. образности. Автор ряда статей на историко-муз. и муз.-фольклорные темы в «Большой советской энциклопедии» и «Малой советской энциклопедии». Составитель нескольких сборников песен. Э. принадлежит русский перевод книги Э. Курта «Grundlagen des Linearen Кontrapunkts…» («Основы линеарного контрапункта…», с предисловием и под ред. Асафьева, 1931). Участвовала в организации фонограмархива записей народной музыки Гос. института истории искусств. Сотрудничала с Б. В. Гиппиусом. Совместно они подготовили к печати кн. «Песни Пинежья», антологию «Крестьянская лирика» и ряд исследоват. статей. Соч.: Протяжные песни Заонежья, в сб.: Крестьянское искусство СССР. I. Искусство Севера. Заонежье, Л., 1927; Песни свадебного обряда на Пинеге, там же. II. Искусство Севера, Л., 1928; Характерные интонационные элементы в романсах Даргомыжского, в сб.: Русский романс…, М.-Л., 1930; Социальное переосмысление жнивных песен белорусского Полесья, «Советская этнография», 1934, No 5; Новые фоно-записи абиссинской музыки, в сб.: Советский фольклор, No 4-5, М.-Л., 1936; Песни Пинежья…, кн. 2, М., 1937 (совм. с Е. Гиппиусом); Белорусский песенный фольклор, «СМ», 1940, No 4 (совм. с Гиппиусом); Карельская народная песня, там же, No 9 (совм. с Гиппиусом); К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни, в сб.: Записки Удмуртского НИИ истории, языка, литературы и фольклора при СНК Удм. АССР. Вып. 10. Ижевск, 1941 (совм. с Гиппиусом). |