ЭЙНЕМ, Айнeм (Einem) Готфрид фон (p. 24 I 1918, Берн) - австрийский композитор. В 1941-43 изучал композицию под рук. Б. Блахера. С 1938 концертмейстер Берлинской гос. оперы, с 1944 консультант Дрезденской оперы, в 1948-51 сотрудник дирекции Зальцбургских фестивалей. С 1953 жил в Вене, чл. Об-ва венского концертхауза. В 1960-64 директор Венских фестивалей. С 1965 профессор Высшей муз. школы в Вене и президент австр. Об-ва авторов, композиторов и муз. издателей. Гос. пр. Австрии (1965). Муз. стиль Э. сложился под влиянием Г. Малера, Дж. Пуччини, И. Ф. Стравинского, Р. Штрауса, а также джаза. Его гармонич. мышление основано на принципах расширенной тональности. Наиболее значителен в творчестве Э. оперный жанр. Композитор выступает против идей вагнеровской муз. драмы, придерживается номерной структуры в опере, достигает стройности и завершённости формы каждого номера. Мастер сценич. характеристики. Соч.: оперы - Смерть Дантона (Dantons Tod, по драме Г. Бюхнера, 1947, Зальцбург), Процесс (Der ProzeЯ, по одноим. роману Ф. Кафки, 1953, там же), Разорванный человек (Der Zerrissene, по пьесе И. Нестроя, 1964, Гамбург), Визит старой дамы (Der Besuch der alten Dame, по пьесе Ф. Дюрренматта, 1971, Вена), Коварство и любовь (Кabale und Liebe, по драме P. Шиллера, 1976, там же); балеты - Принцесса Турандот (Prinzessin Turandot, 1944, Дрезден), Рондо о золотом тельце (Rondo vom goldenen Кalb, 1952, Гамбург), Па-де-кёр, или Смерть и воскресение балерины (Pas de coeur oder Tod und Auferstehung einer Ballerina, 1952, Мюнхен), Счастье, смерть и мечта (Glück, Tod und Traum, 1954, Альпбах), Медуза (Medusa, 1957, Вена); произв. для солистов, хора и орк., в т. ч. Гимн для альта, хора и орк. (1949), оратория Песнь часов для 4-гол. хора и орк. (Das Stundenlied, мл. Б. Брехта, 1958); для орк. - Филадельфийская симфония (1960), Каприччио (1943), Оркестровая музыка (1948), Медитации (1954), серенада для струн. орк. (1960), Венская симфония (1976) и др.; для инструмента с орк. - концерты для фп. (1955), для скр. (1967), Ариетта для фп. (1977); камерно-инстр. произв.; пьесы для фп.; песни. Лит. соч.: Ein Кomponist im Turm, «Melos», 1964, Jahrg. 31, H. 4; Die Freiheit des Кomponisten, «ЦMz», 1965, Jahrg. 20, H. 5/6; Кomponist und Gesellschaft, Кarlsruhe, 1967. |