ЭЙНШТЕЙН (Einstein) Альфред (30 XII 1880, Мюнхен - 13 II 1952, Эль-Серрито, Калифорния) - немецкий музыковед, критик и библиограф. Двоюродный брат физика Альберта Э. Изучал право в Мюнхенском университете и музыковедение у А. Зандберга, занимался по композиции в Академии музыки у А. Бер-Вальбрунна. В 1918-27 был муз. рецензентом газ. «Münchener Post»; в 1918-33 редактор журн. «Zeitschrift für Musikwissenschaft», в 1927-33 референт «Berliner Tageblatt». В 1933, после установления фашистского режима, эмигрировал в Лондон, в 1939 переехал в США, в 1944 принял амер. подданство. Профессор колледжа Смита (до 1950). Э. - один из крупнейших музыковедов 20 в. Автор многочисл. исследований по истории нем. и итал. музыки, серии монографий о композиторах-классиках, среди них наиболее значительны книга о В. А. Моцарте и труд «Итальянский мадригал». Статьи Э. посвящены преим. музыке 16-18 вв. Э. опубликовал историч. памятник «Lebensläufe deutscher Musiker, von ihnen selbst erzählt. Bd 1. Johann Adam Hiller, Bd 2. Christian Gottlob Neefe, Bd 3-4. Adalbert Gyrowetz» (Lpz., 1915), письма И. Брамса к С. Франку («ZfMw», 1922, Jahrg. 4). Перевёл на нем. яз. трактат Б. Марчелло «Teatro alla moda» (Marcello Benedetto, Das Theater nach der Mode, München, [1917]). Был редактором 9-11-го изданий муз. словаря X. Римана (Riemann Hugo, Musiklexikon, В., 1919, 1922, 1929). Переработал муз. словарь A. Иглфилд-Халла (Das neue Musiklexikon, nach dem Dictionary of modern music and musicians by A. Eaglefield-Hull, В., 1926) и указатель всех соч. Моцарта, составленный Л. Кёхелем (Chronologisch-thematisches Verzeichnis sämtlicher Tonwerke W. A. Mozarts von L. von Кцchel, Lpz., 1937, 1969). Пересмотрел и расширил изд.: Vogel E., Bibliography of Italian secular vocal music, printed between the years 1500-1700; «Music library association notes» (2 series), 1945-1948. Редактировал издание «Briefe deutscher Musiker» (Amsterdam, 1939, Z.-Stuttg., 1955), а также соч. мн. композиторов прошлого, в т. ч.: Marenziо L., Sämtliche Werke (Bd 1-2, 1929, 1931); Mozart W. A., Don Giovanni (Lpz., 1931); Gluck Сhr. W., L' Innocenze giustificata («DTЦ», Jahrg. 44, Bd 82, W., 1937); Canzoni, sonetti, strambotti e frottole, libro tertio des A. Antico, 1517 (Smith college music archives, v. 4, Northampton, Mass., 1941). Э. подготовил издание, осуществлённое на основе автографов, хранящихся в Британском музее: Mozart W. A., The ten celebrated string quartets, first authentic edition in score based on autographs in the British Museum and on early prints (L., 1945). Подготовил к печати тт. 1-4 Поли. собр. соч. B. А. Моцарта (осуществляется Моцартеумом с 1955). Основал «Архив колледжа Смита» («Smith College Archives») для публикации старинной музыки. Соч.: Zur deutschen Literatur für Viola da Gamba im 16. und 17. Jahrhundert, «Beihefte der Internationalen Musikgesellschaft», Folge 2, H. 1, Lpz., 1905 (Diss.); Ein Beitrag zur Lebensbeschreibung Händeis, «SIMG», 1907, Jahrg. 8; Augenmusik im Madrigal, «SIMG», 1912, Jahrg. 14; Geschichte der Musik, Lpz.- В., 1917; Leiden, 1934, расширенное изд., Z.-Stuttg., 1953; Ein Concerto grosso von 1619, в сб.: Кretzschmar-Festschrift, Lpz., 1918; Die Parodie in der Villanella, «ZfMw», 1919/20, Jahrg. 2; Die deutscher Musiker-Autobiographie, «JbP», 1921, Jahrg. 28; Das Madrigal, в сб.: Ganymed. Jahrbuch für die Кunst, Bd 3, Münch., 1921; The position of Modern Music in Germany, «The Sackbut», 1923, v. 4; Richard Wagners «Liebesverbot», «ZfMw», 1923, Jahrg. 5, H. 7; Madrigal, «MQ», 1924, V. 10, No 4; Die mehrstimmige weltliche Musik von 1450-1600, в кн.: Adler G. Handbuch der Musikgeschichte, Fr./M., 1924, B., 1930; Ein unbekannter Brief Mozarts, «ZfMw», 1925, Jahrg. 92; Heinrich Schütz, в сб.: Ganymed. Jahrbuch für die Кunst, Bd 5, Münch., 1925; Paul Hindemith, «Modern Music», 1926, v. 3, No 3; Beethoven und die Polyphonie, в сб.: Beethoven-Zentenarfeier… Internationaler musikhistorischer Кongress, W., 1927; Das elfte Buch der Frottole, «ZfMw», 1928, Jahrg. 10, H. 9-10; Heinrich Schütz, Кassel, 1928; Filipo di Monte als Madrigalkomponist, в сб.: Societй internationale de musicologie. Premier congres de Liege, 1930, Guilford, 1930; Anfänge des Vokalkonzerts, «Acta Musicologica», 1931, v. 3, fasc. 1; Bach through the ages, «ML», 1935, v. 16, No 3; Mozart and Tarchi, «The Monthly Musical Record», 1935, v. 65, No 768; Music as wish fulfilment, «Modern Music», 1935, v. 12, No 4; Vincenzo Bellini, «ML», 1935, v. 16, No 4; Glück, L., 1936, нем. изд., Z.-Stuttg., 1954; Die Textvorlage zu Mozarts «Zaide», «Acta Musicologica», 1936, v. 8, fasc. 1-2; Italian Madrigale Verse 1500-1600, «Proceedings of the Musical Association», 1937, n. 63; Mozart et l'opera buffe а Salzburg, «Revue de musicologie», 1937, n. 18, No 1; Opus ultimum, «MQ», 1937, v. 23, No 3; Vincenzo Galilei and the instructive duo, «ML», 1937, v. 18; Dante, on the way to the Madrigal, «MQ», 1939, v. 25, No 2; Mozartiana and Кцcheliana, «MR», 1940, v. 1, No 4; Two missing sonatas by Mozart, «ML», 1940, v. 21, No 1; Greatness in music, N. Y., 1941, нем. изд. - Gröβe in der Musik, Z., 1951; Mozart's choice of keys, «MQ», 1941, v. 27, No 4; Mozart's ten celebrated string quartets, «MR», 1942, v. 3, No 3; Mozart. His character, his work, N. Y., 1945, Fr./M., 1977 (рус. пер. по нем. изд.- Моцарт. Личность. Творчество, М., 1977); The Greghesca and the Giustiniana of the 16th century, «Journal of Renaissance and Baroque music», 1946, v. 1, M 1; Music in the Romantic era, N. Y., [1947], 1949, нем. изд.- Die Romantik in der Musik, W., 1950; The Italian Madrigal, v. 1-3, Princeton (N. Y.), 1949, перепечатка 1970; Ein Кirchenwerk J. С. F. Fischer's, «Acta Musicologica», 1951, v. 23, fasc. 4; Mozarts Кyrie К. 90, «MQ», 1951, v. 37, No 1; Schubert. A musical portrait, N. Y., 1951, L., 1951; The conflict of word and tone, «MQ», 1954, v. 40, No 3; Essays on music, N. Y., 1956, 1962; Von Schütz bis Hindemith, Z.-Stuttg., [1957]; Nationale und universale Musik…, Z.-Stuttg., [1958], и др. |