ЭЙСЛЕР (Eisler) Ханс (6 VII 1898, Лейпциг - 6 IX 1962, Берлин) - немецкий композитор, педагог и обществ. деятель (ГДР). Чл. Коммунистич. партии Германии с 1926. Детство и юность провёл в Вене, где получил начальное муз. образование, в 1919-23 обучался композиции под рук. А. Шёнберга. Ранние, гл. обр. камерные, соч. Э. созданы под сильным влиянием учителя. С 1925 жил в Берлине. Изучение марксизма, сближение с революц. искусством повлекли за собой демократизацию музыки Э. В 1927-32 Э. выступал на страницах коммунистич. прессы, преподавал муз.-теоретич. предметы в Марксистской школе, руководил левым крылом Рабочего хор. объединения. В эти годы Э. работал в содружестве с поэтами Э. Вайнертом, Б. Брехтом, певцом Э. Бушем, исполнявшим мн. песни и баллады Э., в т. ч. «Песнь солидарности», «Красный Веддинг», «Коминтерн». Начиная с 1927 Э. писал музыку для театра и кино, песни для рабочих хоров, сотрудничал с коммунистич. агитпропгруппами. Важной вехой в развитии социалистич. искусства явилась его музыка к назидательным пьесам Брехта «Высшая мера» (1930) и «Мать» по М. Горькому (1931). В 1930-е гг. неоднократно бывал в СССР, написал музыку к документальному фильму о Магнитострое «Песнь о героях». В 1933, после фашистского переворота, Э. покинул Германию. В 1933-38 жил в разл. странах Европы, участвовал в борьбе испан. республиканцев. К этому периоду жизни Э. относится создание музыки к пьесе-сатире Брехта «Круглоголовые и остроголовые», ряда остропублицистич. баллад и антифашистских песен, в том числе «Песни единого фронта», «Баллады о солдате», «Немецкой песни 1937 года», «Болотных солдат» (обработка мелодии, сложенной узниками концлагеря). Пафосом осуждения фашизма и войны пронизана написанная в эмиграции «Немецкая симфония» (для солистов, хора и оркестра). Тогда же появились реквием «Ленин», кантата «Против войны», 5 пьес для оркестра, радиокантата «Калифорнийская баллада», 9 камерных кантат для голоса с инстр. сопровождением. С 1938 жил в США, был профессором нью-йоркской «Новой школы социальных иссле дований»; затем работал в Лос-Анджелесе преим. в области кино. Совм. с Т. Адорно написал кн. «Сочинение музыки для кино» («Composing for the films», 1947). В амер. период творчества на материале кинопартитур Э. создана большая часть инстр. произв.: Камерная симфония для 15 инструментов, 2 септета для струн. и духовых инструментов, квинтет «14 способов описания дождя» и др. В это время появился также ряд его лирич. вок. миниатюр, гл. обр. на стихи Брехта, в т. ч. цикл «Голливудская книга песен», в котором большое место занимают настроения горечи, ностальгии. Мотивами обличения войны, фашизма и бурж. образа жизни пронизаны вок. миниатюры «Танковая битва», «Немецкое Miserere», музыка к пьесам Брехта «Страх и нищета в Третьей империи», «Швейк во второй мировой войне», пьеса-аллегория «Галилей». Музыка Э. к антифашистским фильмам получила пр. Амер. академии киноиск-ва («Палачи тоже умирают», 1942; «Только одинокое сердце», 1944). В 1947 правительство США привлекло Э. к суду за его политически активное искусство, якобы угрожавшее безопасности гос-ва. В результате протестов ряда видных деятелей культуры Э. был освобождён из-под следствия и покинул США. Недолго пробыв в Австрии, с 1950 обосновался в Берлине, став одним из ведущих композиторов ГДР. Преподавал композицию в Высшей муз. школе, был одним из рук. Академии искусств ГДР. Написал совм. с поэтом И. Вехером Гос. гимн ГДР (1949). В этот период Э. создал ряд образцов возвышенной светлой гражданской лирики, опирающейся на нем. классич. традиции. Таковы кантата «Середина столетия», вок. триптих «Пример» (сл. И. В. Гёте), кантата «Ковровщики из Куян-Булака» (по Брехту). В 50-е гг. композитор работал над остросоциальной оперой-аллегорией «Доктор Фауст» на собств. либретто (не окончена). Э. - автор статей, рецензий, очерков по вопросам совр. муз. искусства. Муз.-эстетич. высказывания Э., содержащиеся в записанных на магнитофонную ленту интервью, опубликованы в кн. «Беседы с X. Эйслером…» Н. Нотовица (1971) и «X. Эйслер. Беседы с Г. Бунге» (1970, 1975). Чл. Нем. академии искусств. Нац. пр. ГДР (1950, 1958). Имя Э. присвоено Высшей муз. школе (Берлин). Создан Гос. архив Э. В ФРГ, Нидерландах, Италии, Франции, Зап. Берлине проводились фестивали музыки Э. Э. - признанный лидер социалистич. муз. искусства на Западе. В центре его обширного наследия - всемирно известные песни и баллады революц. и антифашистского содержания, а также партитуры для кино и театра. Стиль песен и зонгов Э. сложился как сплав призывно-волевой маршевости и властной ораторской речитации. С его именем связано рождение совр. боевой песни-марша (Кampflied), обращенной к борющимся пролетарским массам. На вок. соч. Э. оказали влияние классич. революц. фольклор, героика Л. Бетховена, маршевые темы Г. Малера. В произв. Э. сочетаются сила и нежность, мужественность и приветливость. В ряде его соч. оригинально воплощены черты гротеска, социальной сатиры (порой с пародийным использованием эффектов джаза), в позднейших - мотивы философски углублённой лирики, в которой заметно творч. развитие традиций нем. муз. классики. Э. создал 3 симфонии, более 30 кантат и камерно-инстр. произв., в которых применял (особенно в период 30-х-40-х гг.) приёмы 12-тоновой техники. В его симфониях и камерно-инстр. произв. ведущая роль принадлежит характерным для него жанрам Кampflied, что не исключает использования старых поли-фонич. форм (пассакалья, инвенция, фуга) и приёмов вариантного развития. И. В. Нестьев. Соч.: для солистов, хора и орк.- Темп времени (Tempo der Zeit, с чтецом, сл. Д. Вебера, 1929), Высшая мера (Die Maβnahme, с 3 чтецами, сл. Б. Брехта, 1930), Калифорнийская баллада (Кalifornische Ballade, сл. Э. Отвальта, 1934), реквием Ленин (сл. Брехта, 1937), Немецкая симфония (Deutsche Symphonie, с 2 чтецами, сл. Брехта и др. авторов, 1947; эпилог сочинён в 1959), Середина столетия (Mitte des Jahrhunderts, ел. И. Бехера, 1950), Картинки из военного букваря (Кriegsfibel, ел. Брехта, 1957); для голоса в сопр. инструментального ансамбля или оркестра - Военная кантата (Кriegskantate, сл. И. Силоне, 1937), О тех, кому заткнули рот (Die den Mund aufhatten, кантата, 1937), Нет! (Nein, сл. Силоне, 1937), кантата О каторжной тюрьме (Zuchthauskantate, сл. Силоне, 1937), Кантата на смерть товарища (Кantate auf den Tod eines Genossen, слова Э., 1937), Кантата о белом хлебе (Die Weiβbrotkantate, сл. Силоне, 1937), Ковровщики из Куян-Булака (Die Teppichweber von Кujan-Bulak, сл. Брехта, 1957), Баллада о солдате (Ballade vom Soldaten, сл. Брехта, 1928), Спартак - 1919 (Spartakus - 1919, сл. Брехта, 1934), Баллада о приятии мира (Ballade von der Billigung der Welt, сл. Брехта, 1934) и др.; для opк. - Маленькая симфония (1932), Камерная симфония (1940), 4 сюиты (на материале музыки к фильмам и драм. пьесам); камерно-инстр. ансамбли - в т. ч. Прелюдия и фуга на тему BACH (для струн. трио, 1934), струн. квартет (1938), дивертисмент (для квинтета духовых, 1923), 14 способов описания дождя (Vierzehn Arten den Regen zu beschreiben, для флейты, кларнета, скр., влч. и фп., 1941); произведения для голоса в сопр. фп.: Газетные вырезки (1926), 4 колыбельные матерям рабочих (4 Wiegenlieder für Arbeitermutter, сл. Брехта, 1932), Голливудская книга песен (Die Hollywood-Elegien, сл. Брехта, 1942), Новые немецкие народные песни (Neue deutsche Volkslieder, сл. Бехера, 1950) и др.; массовые песни для голоса с орк. или фп. (всего ок. 300), в т. ч.: Коминтерн (Кominternlied, сл. Б. Янке, 1929), Красный Веддинг (Roter Wedding, сл. Вайнерта, 1929), Тревожный марш (Der heimliche Aufmarsch, сл. Вайнерта, 1930), Песнь солидарности (Solidaritätslied, сл. Брехта, 1931), Песня комсомольцев Магнитки (Magnito-Кomsomolzenlied, сл. С. М. Третьякова, 1932), Песнь единого фронта (Das Einheitsfrontlied, сл. Брехта, 1934), Марш 5-го полка (Marsch des 5. Regiments, сл. Петере, 1937), Песня танкистов (Lied der Tankisten, сл. Вайнерта); Левый марш (Linker Marsch), Песня о субботнике (Lied vom Subbotnik), Марш времени (Marsch der Zeit; все - на сл. В. В. Маяковского) и др.; для хора в сопр. малого орк. или фп., в т. ч. Национальный гимн ГДР (сл. Бехера, 1949); для хора a cappella, в т. ч. Против войны (Gegen den Кrieg, кантата в форме вариаций для смеш. хора, сл. Брехта, 1936); музыка к спектаклям драм. театров (40) - в т. ч. к пьесам Брехта: «Высшая мера» (1930), «Мать» (соч. 1931; 1932, Берлин), «Красное ревю» (1932, Берлин), «Круглоголовые и остроголовые» (соч. 1934; 1936, Копенгаген), «Страх и отчаяние в Третьей империи» (1945, Нью-Йорк), «Жизнь Галилея» (1947, Лос-Анджелес), «Дни Коммуны» (1956, Карл-Маркс-штадт), «Швейк во второй мировой войне» (1958, Варшава), «Сны Симоны Машар» (соч. 1955; 1957, Франкфурт-на-Майне); музыка к кинофильмам (40), в т. ч. «Опус III» (1927), «Ничейная земля» (1931, совм. с К. Шредером), «Песнь о жизни» (1931, совм. с Ф. Холлендером), «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?» (1932), «Слово имеет юность» («Магнитогорск, или Комсомол», 1932), «400 миллионов» (1939), «Палачи тоже умирают» (1942), «Хлеб наш насущный» (1949), «Совет богов» (1950), «Вильгельм Пик» (1951), «Салемские колдуньи» (1957), «Эскадрилья «Летучая мышь»« (1958), «Мутные воды» (1959) и др. Лит. соч.: Избранные статьи. Беседы о музыке, М., 1973; Я не верю в «свободное искусство», «СМ», 1973, No 7; Composing for the films, N. Y.-L., 1947 (нем. пер.- Кomposition für den Film, В., 1949); Gesellschaftliche Grundfragen der modernen Musik, «Aufbau», 1948, H. 7; Arnold Sehönberg, В., 1955; Eine Auswahl von Reden und Aufsätze, Lpz., 1961; Aus meiner Praxis, «Musik und Gesellschaft», 1963, Jahrg. 13, No 9; Gespräche, «Musik und Gesellschaft», 1965, Jahrg. 15, также в «Neues Forum», 1968, Jahrg. 15; Bunge H., Fragen Sie mehr ьber Brecht, Münch., 1970, под назв. Hans Eisler, Gespräche mit Hans Bunge, Lpz., 1975; Notowiez N., Gespräche mit H. Eisler und Gerhart Eisler, В., 1971; Materialien zu einer Dialektik der Musik, Lpz., 1973; Musik und Politik, Lpz., 1973. ЭЙСЛЕР (Eysler, Eisler) Эдмунд (12 III 1874, Вена - 4 X 1949, там же) - австрийский композитор. Обучался в Венской консерватории по классу фп. у А. Дора, по композиции у Р. и И. Н. Фуксов. Известен как автор 63 оперетт (из них 20 - одноактные). Одной из первых поставленных на сцене была оперетта «Братья Штраубингер» («Brüder Straubinger», 1903), обязанная успехом гл. обр. песне «Целовать - это не грех» («Кьssen ist keine Sünd»), получившей всемирную известность. Среди др. оперетт Э. наиболее популярны «Кровь художника» («Кьnstlerblut», 1906), «Бессмертный бродяга» («Der unsterbliche Lump», 1910), «Пожиратель женщин» («Der Frauenfresser», 1911), «Золотая мастерица» («Die gold'ne Meisterin», 1927, сохраняется в репертуаре поныне). Наибольший успех выпал на долю последней оперетты Э. - «Венская музыка» («Wiener Musik», 1947). Как автор оперетт Э. принадлежал к направлению, получившему назв. «неовенской» оперетты. Его оперетты демонстрируют незаурядное мастерство, мелодич. изобретательность; мн. песни из них пользовались большой полулярностью. Э. принадлежат также 3 оперы, балет, танц. музыка, песни и др. |