ЮГОСЛАВСКАЯ МУЗЫКА. Муз. культура народов Югославии развивалась в сложных историч. условиях разобщённости, порабощения и многовековой борьбы за нац. самостоятельность. Многонац. состав населения, разл. вероисповедания (православие, католицизм, протестантизм, ислам), культурно-историч. и территориальные связи с соседними народами, сам процесс этнич. ассимиляции населения Балканского полуострова способствовали многообразию нац. муз. диалектов. При общей для муз. фольклора всей страны слав. основе в нар. музыке Словении и частично Хорватии обнаруживается близость к нем.-австр. нар. творчеству, итал. песне (Адриатич. побережье), венг. крестьянской песне (сев.-вост. Хорватия); в фольклоре Боснии и Герцеговины, Македонии, юж. Сербии ощутимо воздействие ориентальной муз. культуры. Проступают и более древние истоки, восходящие к антич. и визант. культурам. Наибольшее своеобразие сохранил муз. фольклор центр. р-нов Хорватии, Сербии, а также Истрии, где бытуют древнейшие формы песенного творчества европ. народов, и Черногории (сюда меньше, чем в др. р-ны страны, проникали внешние влияния). Особенно самобытны героич. эпич. песни Сербии и Черногории, исполняемые в своеобразной манере «оказывания» в сопровождении гусле, и песенно-танц. жанр коло, распространённый в многочисл. вариантах во всех областях Югославии (см. разделы о нар. музыке в ст. Македонская музыка, Сербская музыка, Словенская музыка, Хорватская музыка, Черногорская музыка). Развитие проф. Ю. м. шло неравномерно; тормозило порабощение югославян. народов др. странами. Особенно тяжёлым было тур. владычество (15-19 вв.); в Хорватии и Словении, издавна отличавшихся более высоким общим уровнем проф. муз. искусства, проявлению нац. традиций препятствовало господство Габсбургов. Наиболее ранние образцы проф. муз. искусства (15-16 вв.) возникли в городах и монастырях Словении и Далмации (Адриатич. побережье Хорватии). Культурным центром в 16-17 вв. был Дубровник. В 15-18 вв. известность в странах Европы приобрели словен. и хорв. музыканты Ю. Слатконя, П. Трубар, А. Патриций, 10. Скьяветич и особенно Я. Галлус, И. Лукачич и И. М. Ярнович. В 18 - нач. 19 вв. крупными муз. центрами стали Любляна и Загреб. В Любляне в 1701 осн. Филармонич. академия, одна из старейших в Европе, в 1794 - Филармонич. общество, занявшее место академии в муз. жизни города, в 1816 при обществе открылась муз. школа - первая на Балканах. В Загребе в 1827 осн. Муз. общество, в 1829 при нём - муз. школа. В этих городах постоянно гастролировали иностр. оперные труппы (итал. и нем.), муз. обществами проводились симф. концерты. В Любляне в 1765 открыт Сословный театр, в Загребе в 1797 - т. н. «Амадеев» театр; в них ставились и оперные спектакли. В кон. 18 в. появились первые словен. оперы - «Белин» Я. Зупана (ок. 1780, не пост.) и «Весёлый день, или Женитьба Матичека» Я. Новака (1790). В словен. музыке, где особенно были заметны нем.-австр. влияния, утверждаются черты классич. стиля. В 19 в. под воздействием нац.-освободит. движений югославянских народов интенсивнее стала развиваться муз.-обществ. жизнь, началось возрождение нац. муз. культур. Большую роль в этом сыграло обществ.-политич. и культурное движение (т. н. иллиризм) в Хорватии и родственные ему движения в Сербии и Словении. В Загребе открылся новый театр (1834, позднее Хорв. нац. театр), были пост. первые хорв. оперы «Любовь и злоба» (1846) и «Порин»(1897; соч. 1851) В. Лисинского. В Сербии в 1840-е гг. возник специфич. нац. муз.-театр, жанр «пьесы с пением». В музыке Словении получили распространение нац.-романтич. тенденции. С сер. 19 в. важнейшими очагами развития нац. муз. культур стали хор. общества в Сербии и Хорватии (первые в гг. Панчево Воеводина, 1838; в Загребе, 1839; Белграде, 1853) и т. н. «читальни» (род клубов) в Словении (первая - в Любляне, 1852). Особенно важную роль хор. общества сыграли в Сербии, где до нач. 20 в. они служили единств. центрами развития проф. муз. искусства. Для Ю. м. 19 в. характерно развитие гл. обр. песенно-хор. жанров; среди авторов массовых патриотич. песен, основанных на нар. мелодиях, - Ф. Ливадич и Лисинский в Хорватии Н. Джуркович н Й. Шлезингер в Сербии, Ю. Флейшман, Г. и К. Машеки в Словении. В связи с новым подъёмом нац.-освободит. движений в 1860-х гг. возникли мн. культ.-просветит. орг-ции, муз. общества, муз.-уч. заведения, театры, которые способствовали дальнейшему развитию массовой муз. культуры и проф. искусства; таковы общества «Омладина» в Сербии (1866), Драм. общество (1867), «Гласбена матица» (1872) и муз.-религ. «Цецилианское общество» в Словении (1877: издавало муз. журн. «Cerkveni glasbenik», 1878-1945), гос. средние муз. школы в Любляне (1882), Белграде (1864; 1899 - ныне «Мокраняц», т. е. им. Мокраняца); Нац. театр («Народно позориште») в Белграде (1869), постоянная оперная труппа при Хорв. нац. театре (1870, с 1895 - в новом здании), новый Словен. нац. театр (1892), при котором начала работать Словен. опера. В числе мн. новых хор. обществ - первые рабочие общества «Свобода» (1873) и «Слога» (1874) в Загребе, хор. общества в Крагуеваце (1876), Белграде (1880, позднее - «Абрашевич») и «Славец» (1884) в Любляне. Среди первых проф. композиторов Сербии - К. Станкович, а также Д. Енко, словен. музыкант, работавший с 1863 в Белграде, активный деятель в области муз. театра. Дальнейшее развитие серб. нац. муз. культуры связано с творчеством и муз.-обществ. деятельностью Й. Маринковича и С. Мокраняца - первых классиков серб. музыки, авторов гл. обр. вок.-хор. соч. Наиболее крупный музыкант Хорватии - И. Зайц, композитор, педагог и дирижёр, многолетний руководитель Хорв. нац. театра в Загребе; с его именем связан длительный период (1870-1908) развития хорв. муз. культуры. Большое значение для нац. фольклористики имела деятельность Ф. Кухача, автора капитального труда «Южнославянские народные песни» (сборники записей 1600 песен в его гармонизации, т. 1-4, 1878-81); их публикация содействовала возрождению хорв. музыки после эпохи иллиризма и оказала влияние на развитие всей Ю. м. В Словении расцвет проф. нац. муз. культуры в кон. 19 в. связан с вок.-хор. и оперным творчеством романтиков Б. Ипавца, А. Фёрстера и Ф. Гербича (дирижёра Словен. нац. театра). В нач. 20 в. активизировалась исполнит. и творч. деятельность музыкантов в крупных городах - в Белграде инициатором оперных пост. и организатором серии концертов в исполнении воен. оркестра (осн. в 1899) был С. Бинички, автор первой серб. оперы «На рассвете» (1903), директор открытой в 1911 муз. школы «Станкович» (им. Станковича). В Нови-Саде И. Баич основал первый в Сербии муз. журн. «Српски музички лист» (1903) и муз. школу (1908, ныне его имени); ему же принадлежит популярная в Югославии опера «Князь Иво из Семберии» (1911). В Загребе после перерыва возобновила работу оперная труппа (1909); появились нац. оперы хорв. композиторов - «Огонь» Б. Берсы (1906) и «Возвращение» Й. Хатзе (1911). Оперные спектакли начали ставить также в Нар. театре в Осиеке. В Любляне широкую муз.-просветит. деятельность вёл чеш. дирижёр В. Талих, выступавший с оркестром Словен. филармонии (осн. в 1908). В 10-е гг. словен. композиторы во главе с Р. Савиным (автор оперы «Прекрасная Вида», 1907) объединились вокруг журн. «Novi akordi» (1901-14; ред. Г. Крек). В ряде городов Словении обществом «Гласбена матица» были открыты муз. школы. Наряду со Словен. оперой в Любляне начали работать оперные труппы в Триесте и Марнборе. Объединение югославян. народов в Королевство сербов, хорватов и словенцев (1918, с 1929 - Югославия) способствовало сближению их культур, формированию общих черт, ставших типичными для совр. Ю. м. в целом. В муз. жизни крупных муз. центров в 20-30-е гг. начался заметный подъём. Открылись высшие муз. уч. заведения - в Загребе (консерватория, 1916, с 1922 - Муз. академия), Любляне (консерватория, 1919, с 1939 - Муз. академия; в 1934 осн. Ин-т муз. фольклора) и Белграде (Муз. академия, 1937). Созданы муз. школы в Сараево (1920), Скопье (1928), Цетине (1932), Баня-Луке (1934), Подгорице (ныне Титоград, 1937); организованы филармонич. оркестры в Загребе (1919), Белграде (1923), Сараево (1923), Любляне (1935), квартеты и трио в Загребе, Белграде и Любляне, камерный ансамбль «Коллегиум музикум» при Белградском университете (1926), камерный хор «Загребские мадригалисты» (1930), загребский камерный оркестр (1930-е гг.) и др. Больших успехов достигли труппы оперных театров в Белграде (осн. в 1920, в 1924-35 рук. С. Христич), Загребе (в 1929-40 рук. К. Баранович), Любляне (в 1925-1939 рук. М. Полич); оперные спектакли шли в Сплите (с 1922), Сараево (с 1929), Скопье (с 1936). Наряду с ранее существовавшими активную деятельность вели и созданные в 20-30-е гг. хор. общества, среди которых выделялись Белградское хор. общество, «Обилич», «Станкович», «Абрашевич» в Белграде, «Коло», «Лисинский», «Младост-Балкан» в Загребе, хор при «Гласбене матице», «Славец», Акад. хор и «Люблянский колокол» в Любляне, «Вардар» и «Мокраняц» в Македонии, «Горный венец» в Черногории, а также рабочие хор. общества в Боснии и Герцеговине. Выходили муз. журн. «Музика» (1928-29), «Музички гласник» (1922, 1928-34, 1938-41) и «Звук» (1932-36) в Белграде, «Muzicka revija» (1932) в Загребе, «Pevec» (1921-38) и «Zbori» (1925-34) в Любляне. В 1920-30-е гг. формировались композиторские школы в Сербии, Хорватии, Словении; зарождалось проф. творчество в Боснии и Герцеговине, Македонии, Черногории. В муз. искусстве Сербии и Хорватии сразу утвердилось нац. направление, представленное вок.-хор., сценич. и орк. произв. П. Конёвича, М. Милоевича, С. Христича в Сербии, К. Барановича, Я. Готоваца, Й. Славенского (с 1924 жил в Белграде) в Хорватии. Среди лучших нац. муз. соч. - оперы «Сумерки» Христича (1925), «Коштана» Конёвича (1928), «Стрижено-кошено» Барановича (1932), «Эро с того света» Готоваца (1935), балеты «Пряничное сердце» Барановича (1924), позднее «Охридская легенда» Христича (1947, 2-я ред. 1958), симф. и камерные произв. Славенского (среди них - «Восточная симфония», «Балканофония», «Четыре балканских танца»), а также многочисл. вок. соч. Конёвича, Готоваца, Славенского, Христича, продолжавшие лучшие традиции нац. певческой культуры. В Словении под влиянием зап.-европ. музыки большое развитие получили совр., в т. ч. модернистские, течения. Черты экспрессионизма и конструктивизма ощутимы в творчестве М. Когоя и С. Остерца; импрессионистич. приёмы письма развивал Л. М. Шкерьянц. Нац.-романтич. тенденции проявились в симф. произв. Б. Арнича; к нар. истокам обратился в 30-е гг. и М. Бравничар. Среди первых композиторов, хор. дирижёров и фольклористов др. областей страны - Ф. Мачейовский, В. Милошевич (Босния и Герцеговина), Ж. Фирфов, Т. Скаловский, Т. Прокопиев (Македония), А. Иванович (Черногория). В кон. 30-х гг. выдвинулись первые в Югославии музыковеды-марксисты и композиторы П. Марковац и В. Вучкович (погибли во время фаш. оккупации). В годы 2-й мировой войны 1939-45 почти все культурные орг-ции, театры и уч. заведения прекратили деятельность. Мн. музыканты, в т. ч. композиторы, боролись в рядах Нар.-освободит. армии, ушли в подполье, работали в агитбригадах и Т-ре нар. освобождения (осн. в 1943); среди них - О. Данон, Н. Херцигоня, С. Бомбарделли, М. Козина. Они писали гл. обр. массовые хор. песни. После освобождения страны (с 1945 - ФНРЮ, с 1963 - СФРЮ) и утверждения социалистич. строя начинается расцвет Ю. м. В 1949 проведена реформа муз. образования. Почти во всех городах Хорватии и Словении, во мн. городах Сербии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Черногории открылись начальные муз. школы. Новые средние муз. школы созданы в Белграде, Загребе, Мариборе, Сараево, Мостаре, Скопье, Цетине (позднее переведена в Котор) и ряде городов Сербии и Хорватии; осн. Муз. академия в Сараево (1955); в Высших педагогич. школах Приштина, Загреба, Любляны, Скопье осн. муз. ф-ты; филиалы Белградской муз. академии открыты в Нови-Саде и Нише. В 50-е гг. осн. Музыковедч. институт при Серб. АН, Ин-т музыкознания при Люблянском университете, создан Отдел музыки при Югосл. АН и искусств в Загребе, институты по изучению фольклора. Организованы мн. творч. союзы, в т. ч. CК Югославии (1950) и отд. республик. Возобновили деятельность и добились высоких творч. результатов оперные театры в Белграде (рук. О. Данон), Загребе (дир. М. Башич, И. Вулевич), Любляне (рук. и дир. С. Хубад, В. Водушек, Д. Швара, Д. Жебре); открыты оперные театры в Сараево (1946), Риеке (1946), Скопье (1948), осн. оперные труппы в Нови-Саде, Суботице (1945), Сплите (1946). Организованы мн. исполнит. коллективы - симф. оркестры и хоры Радио в Любляне, Загребе (переименован позднее в оркестр Загребской филармонии), Белграде, Сараево, Скопье, Титограде; Акад. хор и оркестр Дома Югосл. нар. армии (Белград), филармонич. оркестры в Любляне, Мариборе, Риеке, Нови-Саде, Сараево, Скопье, Муниципальный оркестр в Дубровнике, мн. камерные ансамбли, в т. ч. «Загребские солисты» (1954), и др. Во всех республиках созданы ансамбли нар. песни и танца («Коло», «Ладо», «Танец», «Оро», «Шота» и др.), многочисл. проф. и самодеят. хор. коллективы. Регулярно проводятся фестивали, в т. ч. междунар. «Дубровницкие летние игры» (с 1950), «Сплитские летние игры» (с 1954), «Загребский биенале» (с 1961). Выходят муз. журн. «Звук» (возобновлён в 1955), «Музика и школа» (с 1956), «Pro musica» (с 1964) и др. С 50-х гг. югосл. композиторы развивают нац. традиции, широко используя совр. приёмы письма; среди них - М. Ристич, С. Раичич, А. Обрадович, М. Логар, Д. Радич, Э. Йосиф, П. Бергамо (Сербия), С. Шулек, Н. Девчич, Б. Папандопуло, И. Брканович, М. Келемен, Б. Сакач, И. Лхотка-Калинский (Хорватия), П. Рамовш, М. Козина, И. Петрич, Д. Швара (Словения), В. Николовский, Б. Ивановский, Т. Зографский (Македония), Д. Шкерл (Босния и Герцеговина); в числе известных музыковедов и фольклористов - Й. Андрейс, Д. Цветко, С. Джурич-Клайн, М. Василевич, В. Жганец, К. Ковачевич. Среди музыкантов-исполнителей: дирижеры - О. Данон, Ж. Здравкович, Д. Жебре, С. Хубад, М. Башич, А. Янигро, М. Хорват; пианисты - Д. Трбоевич, А. Прегер, З. Марасович, Й. Мачек, Ю. Мурай, Б. Мусулин; скрипачи - И. Озим, К. Рупел, В. Маркович, И. Пинкава, Й. Колунджия; виолончелист В. Дешпаль; певцы и певицы - М. Чангалович, Б. Цвейич, В. Хейбалова, Б. Нури-Хаджич, С. Юринац, В. Руждьяк, Л. Корошец, В. Буковец, Р. Бакочевич, З. Крнетич. |