ЯЖЕМБСКИЙ (Jarzebski, Jarzembsky, Carzebski, Harzebsky, Jarzempski и др. варианты написания) Адам (до 1590, Варка, близ Варшавы - 1648, Варшава) - польский скрипач, композитор, поэт и архитектор. Муз. образование получил в Германии и Италии. В 1612-19 служил скрипачом в берлинской капелле курфюрста Бранденбургского Иоганна Зигмунда, выступал в её составе в городах Германии. В 1615-16 совершенствовался в Италии. Ок. 1621 возвратился в Варшаву, служил в корол. капелле, писал музыку, преподавал; среди учеников Я. - его сын Шимон Я. (1630-79), скрипач корол. капеллы (с 1649 преемник отца). Я. получил известность также как конструктор и мастер муз. инструментов и как архитектор (руководил строительством корол. замка в Уяздуве, 1635). Ему принадлежит книга «Столбовая дорога, или Краткое описание Варшавы» («Gosciniec albo Кrotkie opisanie Warszawy…», 1643) - первый подробный путеводитель по столице Польши, содержащий также сведения о муз. жизни города в 1-й пол. 17 в. За многогранную плодотворную деятельность Я. внесён в список «почётных граждан Варшавы» (1648). Автор первых польск. произв. для камерно-инстр. ансамбля - канцон и концертов, многие из которых предвосхищают жанр concerto grosso. В ряде соч. (особенно в жанре фантазии) ощутимо претворение ладово-интонац. особенностей и приёмов исполнительства польск. нар. музыки. Для произв. Я. характерны широкое применение вариационности, имитац. техники, динамич. и метроритмич. контрастов, эффекта эхо; развивал темы путём вычленения отд. интонаций, динамизировал репризу, чем способствовал формированию сонатного Allegro. Наиболее ярко нар. истоки выражены в его 3-гол. концертах «Новый дом» («Nova casa») и «Хроматика», а также миниатюре «Тамбуретта» для 5 инструментов. В 1627 вышел сборник, содержащий 5 канцон и 23 концерта Я. для 2-4 инструментов с basso continuо. Ему принадлежат инстр. транскрипции вокальных произв. Дж. Габриели, Т. Мерулы, О. Лассо, Дж. Палестрины. |