ЯКОВЛЕВ Василий Васильевич [7(19) IX 1880, Москва - 8 VIII 1957, там же] - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1944). В 1908 окончил Воен.-юридич. академию в Петербурге. Брал уроки игры на фп. у А. А. Ильинского (Москва), по муз.-теоретич. предметам занимался у Н. А. Соколова (Петербург). Чл. кружка «Вечера современной музыки» в Петербурге. С 1920 в течение ряда лет сотрудник Дома-музея П. И. Чайковского в Клину, Архивной секции Управления гос. театров муз. отдела Наркомпроса, архива МХАТа, ГИМНа, ГАХНа. В 1925-26 ответств. редактор журн. «Современная музыка», с 1932 работал в Театр. и муз. секциях ВТО, позднее - в Бахрушинском и Муз. культуры (с 1954 им. М. И. Глинки) музеях. В 1944-50 ст. науч. сотрудник н.-и. кабинета Моск. консерватории. Я. - один из основоположников сов. муз. источниковедения, крупный специалист в области историографии и библиографии. Ему принадлежит более 300 работ, гл. обр. по истории рус. музыки 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. (из них св. 30 посвящены творчеству П. И. Чайковского). Осн. темы науч. деятельности Я. - рус. муз. театр (много внимания уделял мастерам рус. и сов. оперной сцены), судьбы композиторов и отд. произв., рус. муз. критика, музыка и литература. Автор первой монографии о Н. Д. Кашкине. Гл. особенностью исследоват. работы Я. было постоянное обращение к первоисточникам. Работы его отличаются документальной полнотой, глубиной раскрытия темы, охватом многообразных проблем муз. творчества в его связи с литературой н театром, яркостью стилистики. Ок. 50 лет был связан творч. дружбой с Н. Я. Мясковским, который посвятил Я. 4-ю симфонию. Ред.-составитель изданий: «Прошлое русской музыки» (т. 1, «П. И. Чайковский», совм. с И. Глебовым, 1920); «Собрание статей В. Стасова о М. Мусоргском и его произведениях» (1922); «Летопись жизни и творчества М. П. Мусоргского» (1940); «Дни и годы П. И. Чайковского» (1940) и др. Автор вступит. статьи и комментариев к разделу «Из писем к A. Н. Скрябину» в сб. «Александр Николаевич Скрябин…» (1940) и в издании «П. И. Чайковский. Музыкально-критические статьи» (1953). Мн. исследования Я. не изданы, хранятся в ЦГАЛИ. Выходят избранные труды Я. о музыке в 3 томах (т. 1, П. И. Чайковский, 1964; т. 2, Русские композиторы, 1971). Соч.: А. Н. Островский и музыкальная стихия, в сб.: Островский. 1823-1923. К 100-летию со дня рождения, М., 1923; «Пушкинская комната» в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину, М., [1924]; Сто лет Московского Большого театра…, М., 1925; B. Г. Каратыгин, «Современная музыка», 1926, No 13-14; М. А. Балакирев (несколько наблюдений), «Музыка и революция», 1926, No 7-8; А. П. Бородин (1833-1887). (Материалы к характеристике), там же, 1927, No 1 (13); Бетховен в русской критике и науке…, в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927; К публикации двух неизданных писем Чайковского, «СМ», 1933, No 6; Пушкин и русский оперный театр. Глинка и Даргомыжский, там же, 1937, No 3; А. В. Нежданова, «Народное творчество», 1937, No 8; А. Н. Островский в переписке с русскими композиторами, в кн.: А. Н. Островский и русские композиторы. Письма, М.-Л., 1937; Чайковский и его отношение к Моцарту, М., 1953, и др. ЯКОВЛЕВ Леонид Георгиевич [31 III (12 IV) 1858, Херсонская губ. - 2 VI 1919, Петроград] - русский певец (лирико-драм. баритон). Учился в Николаевском кавалерийском уч-ще в Петербурге, по окончании которого служил в армии. Выйдя в отставку, обучался пению у Е. К. Ряднова в Киеве (1885-86), позднее совершенствовался в Италии. В 1886-87 пел в оперной антрепризе И. Е. Питоева в Тбилиси (впервые выступил на сцене в партии Барнабы в опере «Джоконда» Понкьелли), в 1887-1906 солист Мариинского театра (Петербург), куда был принят по рекомендации П. И. Чайковского (дебютировал в партии Валентина в опере «Фауст»). Затем руководил разл. провинциальными оперными труппами, в которых выступал также как певец и режиссёр. В 1918-19 режиссёр Гос. оперы в Петрограде (ныне - Ленингр. театр оперы и балета); в 1919 возобновил на сцене Михайловского театра пост. оперы «Ромео и Джульетта» Гуно. Постоянно участвовал в благотворительных концертах в пользу студенчества. С 1911 преподавал на музыкальных курсах Г. Я. Заславского в Петербурге. Голос Я., мягкого, тёплого, бархатистого тембра, был сильным и звучным, ровным во всех регистрах, со свободными полными верхами. Яркий драм. талант, темперамент, увлечённость и одухотворённость исполнения, эффектная внешность, изящество и благородство пластики способствовали созданию целой галереи разнообразных (лирич. и драм.) вок.-сценич. образов (св. 50 партий) и обеспечили артисту широкую популярность. Его высоко ценили А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Э. Ф. Направник. Я. был первым исполнителем партий Елецкого («Пиковая дама»), Роберта («Иоланта»), Троекурова, Малатесты («Дубровский», «Франческа да Римини» Направника), Князя («Горюша» Рубинштейна), Князя Серебряного («Князь Серебряный» Казаченко). Среди лучших партий - Евгений Онегин и Демон. Др. партии: Мазепа, Мизгирь; Грязной («Царская невеста»), Князь Игорь, Олоферн; Пётр («Вражья сила»), Жермон, Риголетто, Яго; Марсель («Богема»), Сильвио и Тонио («Паяцы»), Граф Невер («Гугеноты»), Эскамильо; Меркуцио («Ромео и Джульетта» Гуно), Вольфрам, Тельрамунд («Тангейзер», «Лоэнгрин»), Дон Жуан и др. ЯКОВЛЕВ Михаил Лукьянович [19(30) IX 1798 - 4(16) I 1868] - русский композитор и певец (баритон). Сын статского советника. Окончил Царскосельский лицей. Лицейский товарищ А. С. Пушкина, друг В. К. Кюхельбекера. Служил в Москве, с 1824 - в Департаменте юстиции в Петербурге. Большое внимание уделял игре на скрипке. Уже в лицее славился как сочинитель песен и романсов, а также исполнитель комич. песен. Был близок к лит. кружку А. А. Дельвига. Пользовался популярностью в муз. салонах Петербурга. В 1838-39 неоднократно выступал с исполнением своих романсов на вечерах у М. И. Глинки, который издал его романс «Вчера вакхических друзей» (в сб. «Собрание музыкальных пьес»). Я. принадлежат романсы, «рус. песни» на сл. Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, Пушкина, Дельвига (рукописный сборник из 18 романсов хранится в Гос. б-ке СССР им. B. И. Ленина). В наследии Я. выделяются лирич. романсы, в т. ч. «Когда, душа, просилась ты» (впоследствии переложен Глинкой для вок. дуэта), «Роза ль ты, розочка», а также «рус. песни» - «Пела, пела пташечка», «Кудри», «Сиротинушка-девушка», которые, как и у др. композиторов того времени, представляют промежуточный между песней и романсом жанр. Широко популярен его романс на сл. Пушкина «Зимний вечер». |