«ЯНЫЧАРСКАЯ МУЗЫКА» (нем. Janitscharenmusik; англ. janissary, janizary, turkish music; франц. musique turque; итал. banda turca) - название, под которым в нач. 18 в. в Европе появился набор традиционных инструментов военного оркестра янычар (от турецкого yeniceri, букв. - новое войско; корпус регулярной пехоты Оттоманской армии, существовавший в сер. 14 - нач. 19 вв.). Янычарский оркестр кон. 17 - нач. 18 вв. включал большой барабан (дауль), 2 небольших барабанчика (сардар-нагара), 2 тарелки (цил), 7 медных труб (бори) и 5 шалмеев (цурнадер). Традиц. турецкая музыка, связанная с арабо-иранской муз. культурой (сходные лады, формы, муз. инструменты), была чуждой слуховому опыту европейца нач. 18 в.: со времён нашествия османов на Ср. Европу (сер. 17 в.) их воен. музыка воспринималась как варварская, дикая, рычащая, шумящая, гремящая, т. е. как специфич. сочетание тембров, инструментов, а не особый муз. язык. В нач. 18 в. оркестры янычарского войска попали в Европу. В 1720 полный комплект янычарских инструментов получил в дар от турецкого султана польский король Август II, в 1725 рус. императрица Екатерина I выписала из Константинополя турецкий воен. оркестр, в составе которого, кроме указанных инструментов, был и треугольник (известный в Европе с 14 в.); в 1741 янычарские инструменты появились в Австрии, затем в Пруссии и др. европ. странах. В моду вошёл жанр «турецкого», т. е. военного, марша с использованием «янычарского» тембрового колорита (в частности, большого барабана с тарелками, к которым часто присоединялся треугольник). Среди ударно-шумовых инструментов, вызывавших ассоциации с турецкой музыкой, был бунчук. Влияние «Я. м.» как специфич. тембрового комплекса на европ. оперную и симф. музыку было очень заметным. Одним из первых воспользовался тарелками и треугольником в оперном оркестре А. Э. М. Гретри («Марш цыган» из оперы «Тайная магия», 1778). В хорах и танцах скифов из оперы «Ифигения в Тавриде» (1779) К. В. Глюк для создания вост. колорита также вводит в оркестр тарелки и треугольник в сочетании с малым барабаном. Лучшие образцы органич. сплава янычарских тембров с тембровым комплексом классич. европ. оркестра - зингшпиль В. А. Моцарта «Похищение из сераля» (1782) и «Военная симфония» Гайдна (1794); тот же комплекс тембров присутствует в увертюре и марше Бетховена к пьесе Коцебу «Афинские развалины». В оркестре «Похищения из сераля» воспроизведён и типичный для янычар способ игры на большом барабане - колотушкой и прутом (Ruthe); в кон. 19 в. этот приём был повторен Г. Малером в 3-й части 2-й симфонии. Участие большого барабана с тарелками в «воинственных эпизодах» оперно-симф. партитур становится типичным для европ. музыки кон. 18-19 вв. Один из малоизвестных, но показательных образцов - «Немецкая военная песня» Моцарта (К.-V. 539, «Ich möchte wohl der Reiser sein», 1788) для малого состава симф. оркестра с тарелками и большим барабаном, написанная в связи с австро-турецкой войной. Сочетанием тембров большого барабана, тарелок и треугольника, постоянно применявшимся в «триумфальной» музыке, воспользовался Л. Бетховен в финале 9-й симфонии. Стиль «alla turca» повлиял не только на орк., но и на фп. музыку (см., напр., финал фп. сонаты Моцарта A-dur, К.-V. 331). В нач. 19 в. создавались фортепьяно с имитацией тембров колокольчиков, тарелок и большого барабана. Механич. инструменты типа оркестриона также снабжались «янычарскими» тембрами, напр. оркестрион братьев X. Г. и И. Бауэров (Вена, 1828). Для одного из оркестрионов («пангармоникон» И. Н. Мельцеля, 1806) Бетховен написал «Битву при Виттории», исполняемую в орк. редакции с тремя большими барабанами. Пример муз. эксперимента - произв. Л. Шпора «Ноктюрн для гармониума и янычарской музыки» (1815). |