ЯРНАХ (Jarnach) Филипп (р. 26 VII 1892, Нуази-ле-Сек, близ Парижа) - немецкий композитор (ФРГ). Учился в Париже с 1907 у Э. Рислера (фп.) и А. Лавиньяка (муз.-теоретич. предметы), с 1915 - в Цюрихе у Бузони (фп.). В 1918-21 преподавал композицию в Цюрихской консерватории. В 20-е гг. сотрудничал как муз. критик в газ. «Berliner Börsen-Courier». В 1927-49 профессор композиции Высшей муз. школы Кёльна, среди его учеников - X. Деген, В. Малер. С 1949 директор Высшей муз. школы Гамбурга, в 1959-70 там же профессор композиции. Чл. Академии искусств Зап. Берлина (с 1955), Свободной академии искусств Гамбурга. Как композитор Я. сложился под влиянием нем. романтизма, творчества французский композиторов нач. 20 в. (К. Дебюсси, М. Равель) и неоклассицистских идей Ф. Бузони (с которым тесно общался). Соч. Я. отличают своеобразие мелодики, богатство гармонии. В его произв. сохраняется ясная тональная основа, им присущи стройность, уравновешенность. Завершил оперу «Доктор Фауст» Бузони (1924). Соч.: для орк. - Sinfonie brevis (б. г.), Игра утренних звучаний (Morgenklangspiel, 1925), Прелюдия для большого орк. (1930), Музыка с Моцартом (Musik mit Mozart, 1935), Памяти одинокого (Zum Gedächtnis der Einsamen, 1952; ранее - для струн. квартета); Концертино для 2 скр., влч. и струн. орк. (1935); камерно-инстр. ансамбли - 3 рапсодии для скр. и фп. (1927), струн. квартет (1924), струн. квинтет (1920); для фп. - 2 сонаты, пьесы; 2 сонаты для скр. соло; конц. пьеса для органа; песни. Лит. соч.: Die heutige Situation der Musik und die Musikerziehung, в сб.: Musik als Lebenshilfe, Hamb., 1958; Das Beispiel Busonis, в сб.: J. Müller-Marein und H. Reinhardt. Das musikalische Selbstporträt von Кomponisten, Dirigenten, Instrumen-talisten, Sängerinnen und Sängern unserer Zeit, [Hamb., 1963]. |