ЯРНОВИЧ, Ярновик, Джорновики, Джарновикки и др. варианты фамилии (свыше 15) (Jarnovic, Giarnovicchi) Иван Мане (Джованни Мане) [между 1735 и 1745 - 11(23) ХI 1804, Петербург] - хорв. или итал. скрипач и композитор. Данные о жизни Я. в Хорватии отсутствуют. Учился, возможно, у скрипача А. Лолли в Штутгарте. В 1770-79 жил в Париже, где в 1773 выступил впервые публично. С 1779 концертировал в Германии, где нек-рое время был первым скрипачом в оркестре прусского принца Фридриха Вильгельма II, выступал в Варшаве (1782) и Петербурге (с 1783; до нач. 1786 придворный камерный музыкант Екатерины II); затем жил в разных городах Европы, в т. ч. в Вене, концертировал в Москве (1789), в 1791-94 скрипач и дирижёр в Лондоне. После 6-летнего пребывания в Гамбурге вернулся в Петербург (1802). Соч. Я. печатались мн. издателями в разных странах. Бурная жизнь скрипача нашла отражение в позднейшей беллетристике [франц. роман «Jarnowick» Г. Денуартер-Ле-Бризуа и новелла «Урок Ярновика» («Une lecon de Jarnovich») П. Смита, оба произведения - 1844]. Э. Т. А. Гофман упоминает Я. в новелле «Барон фон Б.» («Ученик Тартини», 1819). Игра Я. отличалась виртуозной техникой, чистым и тёплым тоном и искренностью выражения (отзывы А. Гировеца и К. Диттерсдорфа). Муз. наследие Я. полностью не учтено и недостаточно изучено. Я. считается представителем франц. школы скр. искусства; в то же время музыковедами отмечается близость его изящной, орнаментированной мелодики и блестящей техники письма к итал. и венской школам (в квартетах - влияние В. А. Моцарта). Я. использовал в скр. концертах жанры полонеза (финалы), романса; в своих произв. и в конц. выступлениях часто обращался к мелодиям нар. песен, в т. ч. русских (вариации). В его 7-й концерт входит «Русское рондо». Под назв. «Русский танец» («La danse Russe») вариации Я. на тему «Камаринской» введены в балет «Лесная девушка» П. Враницкого (1796), откуда в том же году Л. Бетховен взял тему для 12 клавирных вариаций «sur la dance Russe». Соч.: для opк. - 7 симфоний; 20 концертов для скр. (сохранились 16 партитур и 4 в перелож. для скр. с фп.; No 1-6, 1773-77, остальные с 1783); рондо для скр. с орк.; камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты и A favorite rondo для скр. и клавира, дуэты и др. пьесы для 2 скр., пьесы для скр. и влч., для 2 скр. с basso continuo, 3(6?) струн. квартетов; фантазия в форме рондо для клавира. |