A CAPPELLA (а капелла, итал., ранее a capella, alla capella) - многоголосное хоровое пение без инстр. сопровождения. Термин «А с.» происходит от слова капелла и вошёл в употребление в конце 17 в.Первоначально обозначал определённый стиль хор. музыки, в котором осн. внимание обращалось не столько на чёткую передачу текста, сколько на певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания. Стиль А с. был полифоническим; использовались исключительно диатонич. лады, избегались краткие длительности звуков. К вок. голосам могли присоединяться инструменты. Ещё в средние века, до того как стал применяться термин «А с.», этот стиль стал осн. стилем культовой музыки; он достиг расцвета в эпоху Возрождения в творчестве великих полифонистов нидерландской (Жоскен Депре, Орландо Лассо) и римской (Палестрина) школ. С нач. 19 в., когда стиль А с. занял видное место и в светском муз. искусстве, инструменты перестали применяться в относящихся к этому стилю произв. и термин приобрёл совр. значение. С этого времени в зап.-европ. странах старинная музыка А с. часто рассматривалась как совершенная форма изложения церк. музыки; совр. церк. музыку стремились приблизить к этому идеалу. Правосл. церковь использует только хор. пение А с. (выдающиеся образцы культовой музыки А с. принадлежат В. П. Титову, М. С. Березовскому, А. Л. Веделю, Д. С. Бортнянскому, П. И. Чайковскому, С. В. Рахманинову). Пение А с. широко распространено в нар. творчестве (русском, болгарском, латышском, эстонском). В нём с большой полнотой раскрываются богатство и красота человеческого голоса, отсюда интерес к стилю А с. композиторов самых разл. эпох (К. М. Вебер, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, К. Дебюсси, М. Равель, Б. Барток, З. Кодаи, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский). значит. распространение хоры А с. получили в сов. музыке (В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, В. Н. Салманов). Как в СССР, так и за рубежом существуют проф. хор. коллективы, исполняющие преим. музыку А с. |