АБЕРТ (Abert) Герман (25 III 1871, Штутгарт - 13 VIII 1927, там же) - немецкий музыковед. Чл. Прусской академии наук (1925). Воспитанник Штутгартской консерватории, сын и ученик Я. Аберта. Специализировался как историк музыки в Берлинском университете, изучал также классич. филологию. С 1902 доцент, позднее профессор университетов в Галле, Лейпциге, Берлине. А. возглавлял Прусскую комиссию по изданию памятников нем. муз. искусства, входил в состав дирекций Нового баховского и Генделевского обществ. Среди его учеников - Ф. Блуме, Р. Гербер, В. Феттер. Крупный вклад А. в музыкознание - коренная переработка биографии В. А. Моцарта, составленной О. Яном, на основе которой А. создал новое, глубокое исследование. Ему принадлежат труды по античной муз. культуре, истории музыки ср. веков, истории оперы. Осуществил новые издания оперных партитур композиторов 18 в.: 4 опер К. В. Глюка (частично с новыми пер. либретто), «Фаэтон» Йоммелли, «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Вольный стрелок» Вебера и др. Его дочь Анна Амалия А. (р. 19 IX 1906, Галле) - музыковед; училась у отца; профессор университета в Киле; автор исследования о творчестве Г. Шюца («Die stilistischen Voraussetzungen der «Cantiones sacrae» von Heinrich Schütz», опубл. в «Кieler Beiträge zur Musikwissenschaft», H. 2, Wolfenbüttel - В., 1935) и ряда статей в энциклопедии «Die Musik in Geschichte und Gegenwart», hrsg. von Fr. Blume. АБЕРТ (Abert) Ян (Иоганн Йозеф) (20 IX 1832, Коховице, Чехия - 1 IV 1915, Штутгарт) - чешский композитор. Учился у Й. Храбе игре на контрабасе и у Я. Б. Китля композиции в Пражской консерватории, брал также уроки по композиции у И. В. Томашека. Совершенствовался в Париже, где встречался с Дж. Мейербером, Дж. Россини, Ф. Галеви, Ф. Обером. В 1853-69 играл на контрабасе в придв. оркестре, в 1869-88 был капельмейстером придв. капеллы в Штутгарте. В инстр. творчестве развивал романтич. традиции Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, в сценич. произв. опирался на образцы франц. «большой оперы» (Ф. Галеви, Дж. Мейербер). Среди наиболее значит. произв. А. - 6-я («Лирическая», 1890) и 7-я («Весенняя», 1893) симфонии. Соч.: оперы (5) - Анна фон Ландскрон (1858), Король Энцо (1862, пост. в 1875 под назв. Энцо фон Хохенштауфен), Асторга (1866), Эккехард (1878), Алмохады (1890); для орк. - 7 симфоний, в т. ч. Колумб («Морская картина», 1864); Торжеств. увертюра (1858); кам. произв., пьесы для контрабаса, кантаты, хоры, песни. |