АДЖАРСКАЯ МУЗЫКА. Аджарское нар. муз. творчество - составная часть груз. нар. музыки. В Аджарии распространены двух-, трёх- и четырехголосные песни, которые делятся на трудовые, календарные, обрядовые, застольные, походные, любовно-лирич., бытовые, хороводные и др. Колыбельные, свадебные, лирич. песни, плачи-причитания и т.п., как правило, одноголосны и исполняются женщинами. Особое место занимают четырёхголосные трудовые песни надури, бытующие в Аджарии и Гурии. Надури исполняются мужским хором. В состав этого хора входят: «гамкивани» (высокий голос), «мткмели» (запевала), «шемхобари» и бас. В адж. нар. песнях преобладают миксолидийский, дорийский, фригийский и эолийский лады. В песнях и танц. мелодиях встречаются размеры: 6/8, 2/4, 3/4, 4/4, 5/4 (последний особенно характерен для мелодии воинственного танца хоруми). Среди нар. инструментов распространены: двухсторонний барабан доли; духовые - чибони (волынка), саламури (открытая флейта); струнно-щипковые - чонгури, саз, пандури; струнно-смычковые - чианури, кеманча. Популярна гармоника т. н. вост. строя. Инструменты в основном служат для аккомпанемента, хотя на них изредка исполняются также и сольные мелодии. После установления в Аджарии Советской власти (1921) в Батуми были организованы муз. школа, Филармония и Аджарский хор (ныне Аджарский ансамбль песни и пляски им. М. Кухинидзе). В 1921-26 в Батуми работал оперный театр под рук. Е. А. Вронского; в 1929 было создано Батумское муз. училище (ныне им. З. П. Палиашвили); в 1938 - Областной дом нар. творчества; в 1967 - Муз.-хореографич. общество. В Аджарии имеется 9 муз. школ, из них 4 в Батуми. В Батуми работает композитор засл. деят. искусств Груз. ССР А. А. Парцхаладзе (преподаватель муз. училища, в 1936-61 - директор), автор мн. муз. произв., хоров, песен, фп. пьес, детской оперы, музыки к драматич. спектаклям и др. |