АДЛЕР (Adler) Гвидо (1 XI 1855, Эйбеншюц, ныне Иванчице, Чехословакия - 15 II 1941, Вена) - австрийский музыковед. В 1874 окончил Венскую консерваторию, где среди его учителей был А. Брукнер. В 1870-х гг.выступил как пропагандист творчества Р. Вагнера (А. - один из основателей Академического вагнеровского общества). В 1876, перед открытием вагнеровского театра в Байрёйте, А. прочитал цикл лекций о композиторе. Нек-рое время работал как юрист, в 1880 защитил дисс. «Об основных исторических типах европейской христианской музыки до 1600» («Die historischen Grundklassen der christlichen-abendländischen Musik bis 1600»). С 1882 приват-доцент Венского университета, с 1885 профессор Нем. университета в Праге. В 1898-1927 рук. кафедры музыковедения в Венском университете. А. - один из основателей и ред. периодич. изд. «Квартальник музыкальной науки» («Vierteljahrsschrift für Musikwissenschaft», 1884). В статье «Объём, цель и метод музыкознания» («Umfang, Methode und Ziel der Musikwissenschaft»), открывавшей это издание, А. дал систематизацию отраслей науки о музыке и выдвинул программу дальнейшего развития музыковедения. В 1894-1938 руководил изданием серии «Памятники музыкального искусства в Австрии» («Denkmäler der Tonkunst in Österreich»). С 1927 до конца жизни - почётный пред. Междунар. общества музыковедения. После нацистской оккупации Австрии (1938) А. было запрещено выступать в печати. А. - один из основоположников совр. европ. музыковедения. Его науч. интересы охватывали многочисл. явления муз. искусства разных эпох - от ср.-век. монодии до творчества Р. Вагнера и Г. Малера. Особое внимание уделял вопросам методологии истории музыки. А. считал основой истории музыки не творчество отдельных «героев», а изучение стилей в их возникновении, развитии и смене. В своих теоретич. трудах «Стиль в музыке» («Der Stil in der Musik», 1911) и «Метод истории музыки» («Methode der Musikgeschichte», 1919) он выдвинул понятие «стилевой критики» (Stilkritik) как гл. задачи муз.-историч. исследования. Его концепция смены и развития муз. стилей легла в основу капитального «Руководства по истории музыки» («Handbuch der Musikgeschichte», 1924), созданного коллективом учёных под ред. А. Эклектичность и позитивистская ограниченность, характерные для методологич. позиций A., помешали ему дать чёткое и последовательное определение стиля как эстетич. и художественно-историч. категории. А. признавал необходимость использования разл. культурно-историч. данных для объяснения фактов истории музыки, но усматривал в соотношении музыки с др. сторонами духовной жизни человечества лишь некоторый параллелизм, а не глубокую неразрывную связь, обусловленную общими историч. закономерностями. Он подчёркивал, что основой муз.-историч. периодизации должен быть «органический ход развития музыки как особого искусства». При всём этом труды А. сыграли выдающуюся роль в формировании истории музыки как науки, в определении её задач и методов, в создании источниковедч. базы для историко-муз. обобщений, а также в конкретном выяснении особенностей разл. историч. стилей европ. музыки. Соч.: Die musikalischen Autographen und revidierten Abschriften Beethovens im Besitze von A. Artaria, W., 1890; R. Wagner, W., 1904; Der Stil in der Musik, Lpz., 1911; G. Mahler, W., 1916; Methode der Musikgeschichte, Lpz., 1919; Handbuch der Musikgeschichte, hrsg. von Guido Adler, Fr./M.-В., 1924, 2 Aufl., Tl 1-2, В., 1930; Wollen und Wirken. Aus dem Leben eines Musikhistorikers, W., 1935. Ю. В. Келдыш. |