АФФЕКТОВ ТЕОРИЯ (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - музыкально-эстетич. концепция, получившая широкое распространение в 18 в.; согласно этой теории, главным (или даже единственным) содержанием музыки является выражение, или «изображение», человеч. чувств, страстей. А. т. ведёт начало от античной (Аристотель) и ср.-век. эстетики («Musica movet affectus» - «Музыка движет страстями», - говорил Блаженный Августин). Важную роль в формировании А. т. сыграла философия Р. Декарта - его трактат «Душевные страсти» («Les passions de l'вme», 1649). Осн. установки А. т. изложены И. Маттезоном. «Можно превосходно изобразить с помощью простых инструментов благородство души, любовь, ревность. Можно передать все движения души простыми аккордами или их последованиями», - писал он в «Новейшем исследовании зингшпилей» («Die neueste Untersuchung der Singspiele», 1744). Это общее положение конкретизировалось посредством детального определения (нередко нормативного), какими именно выразит. средствами мелодии, ритма, гармонии может быть передано то или иное чувство. Ещё Дж. Царлино («Istitetioni harmoniche», 1558) писал о связи с определёнными аффектами разл. интервалов и мажорного и минорного трезвучий. А. Веркмейстер (кон. 17 в.) расширил круг связываемых с теми или иными аффектами муз. средств, вводя в него тональность, темп, диссонанс и консонанс, регистр. Исходя из посылки В. Галилеи, в этом плане рассматривались также тембры и исполнительские возможности инструментов. Во всех подобных трудах классифицировались и сами аффекты; А. Кирхер в 1650 («Musurgia universalis») насчитывает 8 их видов, а Ф. В. Марпург в 1758 - уже 27. Рассматривался и вопрос о постоянстве и смене аффектов. Большинство сторонников А. т. считало, что муз. произведение может выразить лишь один аффект, демонстрируя в разл. частях композиции его градации и оттенки. А. т. сложилась отчасти как обобщение тенденций, наметившихся в итал., франц. и нем. музыке сер. 18 в., отчасти явилась эстетич. предвосхищением «чувствительного» направления в муз. творчестве 2-й пол. 18 в. (Н. Пиччинни, сыновья И. С. Баха, Ж. Ж. Руссо и др.). А. т. придерживались мн. крупные музыканты, философы, эстетики того времени: И. Маттезон, Г. Ф. Телеман, И. Г. Вальтер («Музыкальный лексикон»), Ф. Э. Бах, И. И. Кванц, отчасти Г. Э. Лессинг, аббат Ж. Б. Дюбо, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро («Племянник Рамо»), К. А. Гельвеций («Об уме»), А. Э. М. Гретри («Мемуары»). Во 2-й пол. 18 в. А. т. утрачивает своё влияние. Защищая принцип естеств. и правдивой эмоцион. выразительности музыки, сторонники А. т. выступали против узкого техницизма, против ходульности нем. классицистской школы, против отрешённости от земного, культивировавшейся зачастую в песнопениях католич. и евангелич. церкви, а также против идеалистич. эстетики, отвергавшей теорию подражания и стремившейся доказать «невыразимость» чувств и страстей муз. средствами. Вместе с тем А. т. были свойственны ограниченность, механистичность. Сводя содержание музыки к выражению страстей, она умаляла значение в ней интеллектуального элемента. Рассматривая аффекты как единые для всех людей душевные движения, А. т. склоняла композиторов к выражению неких обобщённых типов чувств, а не их неповторимо-индивидуальных проявлений. Попытки систематизировать интервалы, тональности, ритмы, темпы и т.д. по их эмоционально-выразит. эффекту нередко приводили к схематизму и односторонности. |