АФРИКАНСКАЯ МУЗЫКА. На территории Африки распространены муз. культуры разл. историч. и этнич. происхождения. Почти каждое племя и каждый народ имеет свою муз. культуру, самобытный муз. стиль. Под А. м. обычно подразумевается муз. культура афр. народностей, живущих к югу от Сахары, для которых характерны общность муз. языка, музыкального инструментария, закономерностей ладовой системы, ритмики и т.п. Муз. фольклор афр. народов обладает стойкостью традиц. элементов, чему в большой мере способствовали религиозные тайные общества. Они оказывали существенное влияние на обществ. и социальную жизнь, из поколения в поколение подчиняя молодых людей строгим канонам племенных обычаев. Старейшие представители племени обучали молодёжь обрядовым песням и танцам, а также игре на различных музыкальных инструментах. Муз. профессионализм восходит к древнейшему периоду истории Африки. Процесс развития муз. культуры активизируется в ср. века с возникновением на территории Африки ряда раннеклассовых образований рабовладельч. и феодального характера. Среди этих возникавших и распадавшихся гос-в - Гана, Мали, Сонгаи, Канем-Борну, гос-ва хауса в Судане, гос. образования Конго, Буганда, Мономотапа и др. По свидетельствам араб. путешественников, при дворцах правителей этих гос-в имелись оркестры, певцы и танцовщики. Во мн. странах Зап. Африки большой популярностью пользовались гриоты (каста сказителей, певцов, поэтов, музыкантов). Нек-рые из них жили в семьях вождей, прославляли ратные подвиги, мудрость и щедрость своих хозяев, славные дела их предшественников. Другие бродили по деревням, участвовали в разл. празднествах. В песнях, исполняемых под аккомпанемент какого-либо струн. инструмента, они рассказывали историю своего народа, его легенды и мифы, воспевали героев. (В 20 в. гриотами стали называть всех, кто поёт, играет на муз. инструментах.) Развитие А. м. происходило во взаимодействии с др. муз. культурами. В начале 7 в. арабы, проникнув в Африку из Аравии, принесли сюда свою культуру, язык и религию. Почти все народы Сев. Африки восприняли ислам, он получил широкое распространение в северных р-нах территорий совр. гос-в Ганы, Гвинеи, Нигерии, Берега Слоновой Кости, Того, Дагомеи, Либерии, а также в Кении и Занзибаре. В муз. культуре народов, оказавшихся под непосредств. влиянием арабов, произошли значит. изменения: полиритмия ансамблей барабанов уступила место одноплановому ритмич. развитию, струн. инструменты выдвинулись на первый план по сравнению с ударными, на смену пению открытым естеств. звуком пришла назальная (от англ. - nasal) вокализация. Африканцы переняли у арабов некоторые муз. инструменты: дуфф (бубен), лютню, 2-струн. смычковый ребаб, некоторые разновидности арф, цитр, флейт и мн. другие. Однако в юж. р-нах тропич. Африки арабы не смогли полностью ассимилировать культуру местных народов. Их музыка - это своеобразный сплав, в котором афр. элементы превалируют над арабскими. Огромные р-ны Африки оказались вообще вне сферы араб. влияния. В меньшей степени, но довольно значительным было воздействие индонез. культуры (предки индонезийцев поселились на Мадагаскаре 10-15 тыс. лет тому назад), о чём свидетельствуют многочисл. памятники материальной культуры Мадагаскара, в т. ч. и муз. инструменты, напр., ксилофон. Сравнительный анализ ладов индонез. и афр. ксилофонов показывает, что эти лады или совпадают, или незначительно отличаются друг от друга. Индонезийцы принесли с собой некоторые разновидности цитр, в т. ч. своеобразный муз. инструмент - валиха, а также ряд шумовых и дух. инструментов. В дальнейшем в развитии А. м. появились новые тенденции, связанные с историей европ. народов. В 15 в. Португалия открыла эпоху работорговли в Африке. Вслед за Португалией сюда проникают др. европ. гос-ва. В 15-18 вв. африканцы заимствовали некоторые европ. муз. инструменты. Напр., народы, живущие на побережье Зап. Африки, усвоив бондарство, вместо выдалбливания барабанов целиком из ствола дерева, стали делать их из отдельных досок. В 70-80-х гг. 19 в. афр. континент был поделён между Англией, Германией, Францией, Испанией, Португалией, Бельгией, Италией. Колонизаторы осуществляли жестокую экспансию в области экономики, идеологии, они подавляли развитие культуры, в т. ч. и музыкальной, к-рая была одной из немногих форм проявления афр. самосознания. Нередко проводниками экспансионистской политики выступали миссионеры. Они преследовали афр. музыку, песни, танцы, но, приспосабливаясь к местным условиям, были вынуждены идти на компромисс: разрешали исполнять церк. гимны на афр. напевы, изменять тексты религ. песнопений, использовать во время богослужения афр. нар. инструменты, вплоть до барабанов. Вначале афр. нар. музыку в религиозные обряды вводили европейцы, затем это стали делать сами африканцы, сочинявшие мотивы и гимны в стилях, характерных для их племён и народов. В кон. 19 - сер. 20 вв. широкой известностью в Юж. Африке пользовался глава секты Назаретской баптистской церкви И. Шембе, сочинивший ок. 200 песен и гимнов на собств. стихотворные тексты. В основе этих произв. - традиционный зулусский муз.-поэтич. фольклор. Несмотря на влияние европ. церк. музыки на пар. вок. музыку африканцев, последняя в своей основе оставалась африканской. Воздействие европ. музыки не ограничивалось областью церкви (позднее европ. музыка всё чаще стала звучать в виде маршей, модных песенок), оно приводило к изменению афр. мелодики, гармонии, ритма. Этот процесс характерен в основном для афр. городов, в сельских же местностях (т. е. в подавляющей части Африки) он незначителен и проследить его труднее. Богат афр. инструментарий. Основу его составляет группа ударных инструментов, среди которых выделяются перепончатые ударные и прежде всего барабаны: без резонаторов, котлообразные и цилиндрические с мембраной, цилиндрические с 2 мембранами. Наиболее древнего происхождения - барабаны без резонаторов, имеющие примитивное устройство (шкура животного, высушенная на солнце, прикрепляется к столбикам, вбитым в землю). У бушменов и готтентотов встречается простейший вид котлообразного барабана с мембраной (бамбуковый или деревянный кувшин наполняется небольшим количеством воды, верх его затягивают вымоченной в воде бараньей шкурой). У народов банту Юж. и Центр. Африки распространён котлообразный барабан нгома и его разновидности (гома, ндугу, мунсианди и т.д.). Многочисленны барабаны народов банту: барабаны-фартуки без резонаторов - фумбо, кенгере; котлообразные - атенус; цилиндрич. с одной мембраной - эмидири. Самый большой по размеру барабан - омубала, самый длинный - энгалаби (цилиндрич. формы, с колокольчиками). В семействе нигерийских барабанов имеются: большие котлообразные (целиком из мягкого пальмового дерева), подвешиваемые на шею цилиндрич. барабаны с одной мембраной, цилиндрич. в виде песочных часов с 2 мембранами. К группе ударных относятся также муз. инструменты, источником звука которых служат деревянные или металлич. пластинки. Среди них - один из наиболее любимых после барабанов язычково-щипковый удар. инструмент санса, имеющий многочисл. наименования на разных афр. языках (мбира, калимба, нданди, нжари и т.д.). Широко распространён ксилофон (балафон). Только в Юж. Африке насчитывается более 50 его разновидностей. Афр. ксилофон имеет вид прямоугольного каркаса с прикреплёнными к нему 15-22 дерев. пластинками разл. размеров, под которыми находятся резонаторы - тыквенные или глиняные сосуды. Африканцы применяют в оркестре инструменты, создающие ритмич. фон (погремушки, трещотки, колокольчики). Погремушки и трещотки изготовляют из плодов баобаба или тыквы, наполненных камешками или семенами. Эти инструменты прикрепляют к лодыжкам или потряхивают ими, держа в руках. Иногда функцию погремушек выполняют юбки из тростника (колышущийся во время танца тростник создаёт своеобразный шумовой ритмич. эффект). Танцоры подвешивают также к поясу или к лодыжкам колокольчики. Часто встречается двойной колокольчик, настроенный в определённый интервал. Широко представлена у африканцев группа дух. инструментов. Древнейшие дух. амбушюрные инструменты - рога, изготовляющиеся из полых рогов животных, а также из древесины, кости, камыша или металла. Размеры и звучание их разнообразны. Очень популярна флейта. Она встречается у всех народов, но различается по размерам, материалу, форме и наименованиям - моротвана, касба, киба, нура, фалала, шукра и др. Трубы африканских народов сходны по форме, но различаются размерами и материалом (тыква, рога животных, слоновые клыки, дерево и др.). Один из самых древних афр. струн. инструментов - муз. лук. Этот щипковый инструмент представляет собой гибкую палку, к обоим концам которой прикреплена струна. Конец лука закапывают в землю, служащую резонатором. Большим пальцем и мизинцем правой руки музыкант играет на единственной струне. Иногда к луку присоединяют до 3 струн, что позволяет извлечь неск. звуков. К группе струнных принадлежит арфа. Она имеет деку, покрытую змеиной или львиной кожей. Количество струн варьируется; у народов Гвинеи, Мали, Сенегала популярен многострунный (часто 21-струнный) инструмент - кора. К щипковым струнным инструментам принадлежат также: мбет (разновидность музыкального лука), лютня, гитара, лира и др. Кроме того, в Африке распространены инструменты, занимающие промежуточное положение между определ. группами или совмещающие качества 2 групп. Таков струн.-дух. инструмент гура - гибкий лук с натянутой струной, к которой прикреплена плоская планка из страусового пера (колебания планки вызывают вибрацию струны). Сильно вдувая воздух в отверстие, проделанное в планке, а также пощипывая струну или постукивая по ней, музыкант заставляет её звучать. Музыка афр. народов отличается разнообразием жанров и их непрерывным развитием. Складываются новые танц. песни. Изменяется, хотя и не столь интенсивно, церемониальная и культовая музыка. Наиболее разнообразные я развивающиеся жанры - трудовые, героич., колыбельные, лирич. песни. Афр. лады состоят из неск. устоев и образующихся вокруг них «проходящих» звуков, скользящих на 1/4 или даже меньшую долю тона. Возникновение этих ладов зависит от способности исполнителя менять опорные звуки и варьировать интервалы внутри ладов. Распространена у народов Африки пентатоника, известны также гекса- и гептатонические звукоряды. Каждая этнич. группа имеет определённые лады. Своеобразие А. м. заключается в осн. в её ритмич. структуре, зачастую очень сложной. Ритм отличается высокоразвитыми формами полиметрии, к-рая особенно ярко проявляется в ансамблевом исполнении. Ритмич. сложность А. м. можно наблюдать на примере ансамбля барабанов. В каждом афр. оркестре имеется неск. барабанов, совместное их звучание создаёт характерный для А. м. «перекрёстный ритм» - полиритмию, когда одновременно сочетается неск. ритмов с неоднородным количеством временных долей в такте. При исполнении афр. песни возникает неск. ритмич. линий, имеющих свой рисунок, свои несовпадающие акценты: ритмы вок. мелодии, хлопанья в ладоши, барабанов и др. инструментов. Благодаря несовпадению акцентов всех этих ритмических рисунков создаётся эффект синкопирования. В мелодике афр. песен превалируют нисходящие ходы. Мелодическое движение неразрывно связано с речью. Мн. афр. языки - тональные (имеют 3, 5 и даже 7 тонов), в речи слышны постоянные повышения и понижения тона. Нередко звуковысотное интонирование текста точно соответствует мелодии песни, что обусловлено общностью их выразит. задач. Так, если интонирование текста состоит из НВНВН (где H - низкий, а В - высокий тон), то мелодич. линия песни придерживается того же рисунка и последовательности интервалов. Для вок. исполнения африканцев характерны неопределённость диапазонов, короткое глиссандо, специфич. тембр голоса, высокий фальцет, выкрики, импровизация. Типичен приём антифонной переклички между солистом и хором или между двумя хорами: хор может повторять всю строфу солиста или только припев, или одна половина хора «отвечает» другой. Простейшая форма афр. песни - 2-частная фраза, каждая часть которой исполняется поочерёдно солистом и хором. Солист может варьировать текст песни, её мелодию, тогда как партия хора остаётся неизменной (обе части повторяются неск. раз в разных звуковысотных комбинациях), в др. случаях солирующая партия не изменяется. Используя такую технику, африканцы создают песни, состоящие из 6, 8 и более частей (путём повторений, изменения последовательности или в ведения новых элементов). В А. м. господствует одноголосие, но распространено и многогол. хор. пение с параллельным ведением голосов (в терцию, кварту, квинту); существует также гетерофония, полифония. Развитие совр. афр. муз. культуры неотделимо от историч. процессов, происходящих в Африке после 2-й мировой войны 1939-45. В странах, где к власти пришли более радикальные представители нац.-освободит. движения, культура рассматривается как важный рычаг идеологич. развития, как показатель роста нац. самосознания. При Организации африканского единства создана спец. комиссия по вопросам просвещения и культуры. Проблемы духовной культуры (в т. ч. музыкальной) являются предметом обсуждения мн. конференций, конгрессов. На 1-м Междунар. конгрессе негр. писателей и деятелей культуры (1956, Париж) была принята резолюция о необходимости глубокого изучения афр. культур. На 2-м конгрессе (1959, Рим) работала комиссия по искусству, занимавшаяся и муз. проблемами. Междунар. симпозиум по афр. культуре (1961, Ибадан) затронул вопросы о развитии нар. музыки, об её роли в проф. культуре, об использовании фольклора, о подготовке музыкантов. 1-й Междунар. конгресс африканистов (1962, Аккра) поставил важнейшие вопросы: единство и многообразие А. м., пути её развития, соотношение совр. и традиционного, изучение А. м., методы обучения и т.д. 1-й Всеафр. фестиваль искусства (1966, Дакар) продемонстрировал достижения афр. муз. культуры и способствовал её развитию. Для совр. муз. жизни Африки характерно появление новых муз. форм. Этот процесс связан с социальными и политич. переменами, происшедшими в Африке за последние два десятилетия: рост городов, промышленности, усиление миграц. процессов из деревень в города, из отсталых в экономич. отношении р-нов в более развитые, контакты с Европой (мн. афр. студенты получают образование в др. странах, в т. ч. в СССР), научно-техническая революция (радио, кино, телевидение). Новые музыкальные формы создаются на основе нар. А. м., но с использованием европ. гармонии и инструментария (особенно совр. дух. инструментов, гитары). Такое сочетание народного и европейского характерно для стиля хайлаф (этот термин обозначает также манеру танца, популярного во мн. странах Африки). В сложных условиях развивается афр. культура в ЮАР. Афр. артистам приходится бороться против сегрегации и расизма, за предоставление им сцены, конц. площадок. По расистским законам ЮАР на спектаклях и представлениях запрещается присутствовать одновременно африканцам и белым. Лишь немногим африканцам удаётся получить муз. образование. Афр. муз. культура неотделима от развития театра. Театр. музыка в Африке возникла на основе синкретич. характера традиц. афр. искусства, выросшего из сельских празднеств, культовых и бытовых обрядов, религ. церемоний, уходящих корнями в глубокую древность. Совр. афр. театр находится в стадии становления и ещё не везде приобрёл самостоятельность, он тесно связан с др. видами искусства. В спектаклях широко используется фольклор - нар. песни, танцы, муз. инструменты. Наибольшее распространение получили муз. нар. драма, фольклорный балет. В Гане, Нигерии, Сьерра-Леоне распространился жанр муз. нар. драмы, возникший на основе традиц. сюжетов, песен, танцев и музыки. Делаются попытки придать этим спектаклям совр. форму. Одна из первых драм - «Кикункор» (1934) сьерра-леонского комп. А. Дафара (сам выступал на сцене как певец и танцор) была показана на нью-йоркской сцене, передавалась по амер. радио, получила высокую оценку Л. Стоковского. В Сенегале, Гвинее, Мали и др. франкоязычных афр. странах наряду с драмой развивается фольклорный балет; пантомима и танец вождаются нар. музыкой, исполняемой на традиц. афр. инструментах. Эта форма балета зародилась в 30-е гг. 20 в в школе У. Понти (Дакар), учащиеся которой приезжали из разл афр. колоний Франции. Они использовали в спектаклях фольклор своих стран. Впоследствии на этой основе возникли фольклорные балеты. В 1961 многочисл. сенегальские балетные труппы, состоящие из артистов-любителей, были объединены в Национальный балет Сенегала, получивший известность в странах Европы. Совр. южноафр. оперы приближаются к таким произв., как «Порги и Бесс» Гершвина. Их мелодич. и ритмич. богатство основывается на широком применении песен и танцев, а также муз. инструментов народов Юж. Африки. Многие афр. муз-танц. коллективы (из Алжира, Ганы, Гвинеи и др.) гастролировали в разл странах, в т. ч. в СССР. Первые проф. композиторы Ганы - Э. Аму, К. Нкетия, Ф. Гбехо, Дж. Боатенг. Среди композиторов-профессионалов Нигерии - Ф. Саванда (создатель первой нигерийской симфонии «Свобода», посв. провозглашению независимости Нигерии), А. Банколе (автор кантаты «Йоруба», сюиты для фп. «Нигерия», песен и др.), С. Акробот (среди его сочинений - сюита «Нигериана»), А. Юба, В. Эчезона и др. Среди эфиопских композиторов - К. И. Негуссе, А. М. Бегго-Соу и др. Среди композиторов Вост. Африки выделяются: угандиец Дж. Кьягамбидва и танзаниец С. Мбуши. В совр. Африке создаются проф. муз уч. заведения. Почти во всех независимых странах Африки возникли центры муз. культуры, которые, наряду со сбором фольклора, организуют ансамбли песен и танцев, осуществляют постановки муз спектаклей. Интенсивно развивается муз. культура в странах Зап. Африки (Гана, Нигерия, Сенегал и др.). Музыкой занимаются в высших уч. заведениях, в т. ч. в Ин-те по изучению Африки при университете Ганы (в институте организованы студенч. симф. оркестр и хор). В странах Вост. Африки эти процессы идут медленнее, т. к. данные страны вступили на путь независимою paзвития позднее и их экономич. уровень не позволяет им уделять должное внимание развитию муз. культуры. В столице Кении - Найроби силами европейских музыкантов создана Восточноафр. консерватория (однако процент африканцев, окончивших консерваторию, пока невелик). |