АГРИКОЛА (Agricola) Александр (известен также под фам. Аккерман, Ackermann; часто назывался только по имени, в некоторых источниках упоминается как Alessandro d'Allemagna) (ок. 1446 - ок. 1506, Вальядолид) - нидерландский композитор фламандского или, возможно, нем. происхождения. В 1470 жил во Флоренции, в 1471-74 служил при дворе Сфорца в Милане, в 1476 викарий в соборе Камбре; с 1500 - в Брюсселе при дворе Филиппа I Красивого. Дважды (в 1501-03 и ок. 1506) сопровождал Филиппа Красивого в Испанию. Написал 9 месс, 2 Credo, св. 20 мотетов, ок. 100 шансон (на франц., итал. и нидерл. тексты). Соч. A., стилистически родственные музыке Й. Окегема, опубликованы в первых нотопечатных изд. О. Петруччи. Лит.: Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954. АГРИКОЛА (Agricola) Иоганн Фридрих (4 I 1720, Добичен, близ Альтенбурга - 2 XII 1774, Берлин) - немецкий композитор, органист и певец. С 1738 учился у И. С. Баха в Лейпциге, в 1741 - у И. Кванца и К. Ф. Э. Баха в Берлине. С 1741 придв. композитор, с 1759 капельмейстер Королев. капеллы. А. писал песни и церк. музыку, но известен гл. обр. как знаток органного искусства. Совм. с И. Л. Альбрехтом издал начатый Я. Адлунгом (Аделунгом) трактат «Механическая органная музыка» («Musica mechanica organoedi», 1726, Йена, 1768, Берлин) - ценный источник сведений по органному строительству и исполнительству, сопроводив его практич. замечаниями. Издал также «Руководство к искусству пения» («Anleitung zur Singekunst», 1757, Берлин) - перевод с итал. трактата Л. Този «Высказывания древних певцов» («Opinioni de'cantori antichi») со многими дополнительными разъяснениями. Составил совместно с К. Ф. Э. Бахом для журнала «Neueröffnete Musikalische Bibliothek...» (т. IV, ред. Л. К. Мицлер) некролог И. С. Баха (1754, Лейпциг, опубл. также в баховской летописи «Bach-Jahrbuch», 1920). Соч.: Anleitung zur Singekunst, neu hrsg. mit einem Vorwort und einem Anhang von Erwin R. Jacobi, Celle, 1966. АГРИКОЛА (Agricola; наст. фам. Зоре, Sore) Мартин (6 I 1486, Швибус, ныне Свебодзин, Польша - 10 VI 1556, Магдебург) - немецкий теоретик музыки, композитор, педагог. Музыке обучался самостоятельно. С 1524 до конца жизни был кантором в Mагдебургской протестантской школе. Автор муз.-теоретич. работ. Важное значение имеет его трактат «Musica Instrumentalis deudsch» (Wittenberg, 1528, 1545) - одна из первых работ по муз. инструментоведению, содержащая ценные сведения по истории муз. инструментов. В ряде др. трудов А. впервые применил специальные муз. термины, которыми немецкий музыковедение пользуется до сих пор. Его книга «Eine kurtze deudsche Musica» (1528, изд. 1533) долгое время использовалась как учебник в протестантских школах Германии. |