АКСЁНОВ Алексей Николаевич [1(14) III 1909, дер. Липна, ныне Петушинского р-на Владимирской обл. - 15 V 1962, Москва] - советский композитор и педагог. В 1931 окончил Моск. консерваторию по классам композиции Н. С. Жиляева и Н. Я. Мясковского. В 1944-1950 мл. науч. сотрудник кабинета нар. музыки этой консерватории, участник фольклорных экспедиций. С 1951 преподаватель (класс спец. инструментовки) Муз.-педагогич. института им. Гнесиных (в 1951-53 зам. директора по учебной части). Автор первых муз. произв. на тувинские нар. темы. Написал исследование «Тувинская народная музыка» (М., 1964). Соч.: для орк. - симфония (1942), Лирическая сюита (1940), Героическая увертюра (1931), Тувинские эскизы (1945), Тувинская рапсодия (1947); концерты с орк. - для фп. (1933), для флейты (1944, на тувинские темы); для орк. рус. нар. инструментов - сюиты Подмосковные хороводы (1947), Из донских песен (1948), на рус. нар. темы (1952), Болгарская хороводная (1954), Северные песни (1954), Увертюра (1955), Концертный вальс (1955), Приветственная увертюра (1955); для дух. орк. - 2 пьесы на нар. темы (1933); для квинтета струн. и дух. инструментов - 2 сюиты (1929); для фп. - соната (1937), сонатина (1929); для голоса и фп. - 12 тувинских песен (1944); обр. нар. песен, музыка к фильмам и др. АКСЁНОВ Семён Николаевич [1784, по др. данным, 1790-30 V (11 VI) 1853, с. Лошаки, ныне Данковского р-на Липецкой обл.] - рус. гитарист, композитор и педагог. С 1801 служил мелким чиновником в Москве, одновременно учился игре на 7-струнной гитаре у А. О. Сихры, который считал его одним из лучших своих учеников. В 1810 переехал в Петербург, где служил в разл. ведомствах. Был близок к петерб. лит. кругам, с 1818 состоял чл.-сотрудником петерб. Вольного общества любителей российской словесности. Издавал «Нотный журнал для семиструнной гитары». Блестящий виртуоз, А. создал свой индивидуальный стиль игры на 7-струнной гитаре, отличавшийся выразит. певучестью, повышенной романтич. экспрессивностью (широкое использование вибрато, глиссандо), выработал новые приёмы прелюдирования, ввёл оригинальный способ извлечения натуральных и искусств. флажолетов. Автор рус. песен с вариациями («Ах, что же ты голубчик, невесело сидишь», «Камаринская» и др.), перелож. для гитары произв. В. А. Моцарта, Дж. Филда, Я. Л. Дусика, Л. В. Маурера, романсов. В 1819 под ред. А. вышла «Школа для семиструнной гитары» И. Гельда (дополнил её этюдами и главой «Способ играть на гитаре гармоническими звуками», в которой изложены приёмы извлечения натуральных и искусственных флажолетов). У А. некоторое время учился М. Т. Высоцкий. Лит. соч.: Способ играть на гитаре гармоническими звуками (отечественное изобретение), «Отечественные записки», 1821, ч. 5, No 9, с. 117-119; Программа о экзерсициях г-на Сихры, «СПБ. ведомости», 1817, No 21; и др. |