АЛЧЕВСКИЙ (настоящая фамилия - Чередниченко) Василий Иванович [р. 26 IV (9 V) 1904, Ростов-на-Дону] - сов. артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. КПСС с 1940. Учился на юридич. факультете Ростовского университета. В 1923 дебютировал на сцене Ростовского театра муз. комедии, затем работал в передвижных театрах оперетты. В 1937-67 артист Моск. театра оперетты. А.- исполнитель комич. ролей и ролей простаков. Его игре присущи острота характеристики, точность и чёткость сценич. рисунка, тонкий юмор. Роли: Гризма («11 неизвестных» Богословского), Филимон Шик, Кавалькадос («Трембита», «Поцелуй Чаниты» Милютина), Филипп, Наконечников («Вольный ветер», «Белая акация» Дунаевского), Клякушев («Самое заветное» Соловьёва-Седого), Птичкин («Весна поёт» Кабалевского), Франческу («Граф Люксембург» Легара), Никош («Весёлая вдова» Легара) и др. Одна из лучших ролей А. - Альфред Дулитл («Моя прекрасная леди» Лоу). АЛЧЕВСКИЙ Григорий Алексеевич (1886, Харьков - 1920) - русский педагог-вокалист, певец, композитор. Брат И. А. Алчевского. Окончил Моск. консерваторию. Изучал контрапункт у С. И. Танеева. В 1907 муз. рецензент в Харькове. Впоследствии специализировался в области вок. педагогики. Автор пособий: «Вокальная техника в ежедневных упражнениях» (М., 1907), «Таблицы дыхания для певцов и их применение к развитию основных качеств голоса» (М., 1908). А. принадлежат обр. рус. и укр. песен, муз. картина «Алёша Попович» (1907). АЛЧЕВСКИЙ Иван Алексеевич [15 (27) XII 1876, Харьков - 27 IV (10 V) 1917, Баку] - русский певец (лирико-драматич. тенор). Мать А. - известная прогрессивная деятельница нар. образования. С ранних лет А. отличался большой муз. одарённостью; занимался игрой на скрипке под руководством одного из преподавателей Харьковского муз. училища. Позднее окончил естественный факультет Харьковского университета. Выступал как певец в благотворительных концертах. В 1901 дебютировал в Мариинском театре (в партии Индийского гостя). Во время работы в этом театре занимался вок. и сценич. искусством под рук. О. О. Палечека, брал уроки нения у Ф. В. Литвин и Я. М. Решке. В 1907-08 выступал на сцене Оперного театра С. И. Зимина, в 1908-10 - в «Гранд-Опера» (Париж). С 1910 пел одновременно в Мариинском и Большом театрах. Гастролировал в театрах Одессы, Екатеринослава, Харькова, Баку, а также в крупнейших городах Зап. Европы и Америки. Получил известность как один из крупнейших артистов рус. и мировой оперной сцены. В совершенстве владел голосом, его исполнение характеризовалось свободой динамич. оттенков, тонким филированием звука. Дарование А. отличалось исключит. многообразием. Одним из лучших муз.-сценич. образов, созданных А., был Герман - партия, исполнявшаяся им с большой экспрессией (критика считала А. выдающимся исполнителем этой партии на оперной сцене). Своеобразием трактовки были отмечены и др. партии: Радамес, Иоанн Лейденский; Дон Жуан («Каменный гость» Даргомыжского), Хозе, Вертер; Ромео («Ромео и Джульетта» Гуно), Садко, Собинин; Рауль («Гугеноты» Мейербера). Артист тонкого интеллекта и высокой художеств. культуры, А. обладал большой эрудицией в области муз. литературы - вокальной, фп. и симфонической. Вёл концертную деятельность. Пропагандировал в России и за рубежом рус. и укр. песни, произведения рус. и укр. композиторов (особенно Н. В. Лысенко, Я. С. Степового). |