АЛЯБЬЕВ Александр Александрович [4 (15) VIII 1787, Тобольск - 22 II (6 III) 1851, Москва] - русский композитор. Детские годы провёл в Тобольске, где отец А. занимал пост губернатора. В 1796 семья А. переехала в Петербург, в 1804 - в Москву. Музыке обучался под рук. И. Я. (И. Г.) Миллера. С юных лет проявил творческую одарённость (первые сочинения изданы в 1810). В 1812 вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражениях и действиях партизанских отрядов, был ранен и награждён орденами за боевые заслуги. По окончании Отечеств. войны 1812 поселился в Петербурге, сблизился с кружком лит. и театральных деятелей (А. С. Грибоедов, Н. И. Хмельницкий, А. А. Шаховской, И. И. Сосницкий, писатели-декабристы А. А. Бестужев и П. А. Муханов, комп. А. Н. Верстовский). С 1823 жил в Москве, принимал деятельное участие в театр. жизни. Вместе с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра (6 I 1825), создал музыку к ряду водевилей, выступал в любит. концертах. В нач. 1825 А. был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Осн. причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость А. к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи А. В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, А. был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симф. оркестр «казачьей музыки», руководил симф. и хор. концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы А., опубликованные в сб. «Северный певец» (1828, 1831), и ряд орк. произв. В 1832-33 А. жил на Кавказе, в 1833-34 - в Оренбурге, затем в Моск. губ. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавк., башк., кирг., туркм., тат. нар. песни, составил и опубликовал (совм. с укр. историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сб. «Голоса украинских песен» (1832, изд. 1834). Лишь в 1843 А. получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театр. среду, пишет музыку к драм. спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским. Тяжело больной, А. до конца жизни не оставлял творч. работы. К числу его последних произв. относятся песни на сл. поэта-демократа Н. П. Огарёва. Деятельность А. развёртывалась в период становления рус. муз. классики. В своих произв. он отобразил новый строй чувств, присущий искусству декабристской эпохи. Особенно примечательно в этом смысле вок. творчество А.: с ним вошли в рус. романс темы высокого гражданского звучания, идеи патриотизма, свободолюбия, протеста против социального гнёта. Важным для формирования композитора было общение с А. С. Грибоедовым, поэтами-декабристами, поэтом-партизаном Д. В. Давыдовым. Работая в разнообразных жанрах, А. внёс большой вклад в рус. музыку. Однако дореволюц. музыкознание оценивало А. только как мастера романса, автора знаменитой песни «Соловей»; большая часть его наследия долгое время оставалась достоянием архивов. Сов. музыковеды и композиторы (Б. В. Доброхотов, И. В. Иордан, Г. В. Киркор, Б. С. Штейнпресс) опубл. значит. часть неизданных сочинений А. Вок. творчество А. тесно связано с традициями рус. гор. фольклора нач. 19 в. В своих «русских песнях» он талантливо претворил лучшие черты бытовой песенной лирики пушкинской эпохи. Среди них общенар. популярность приобрела песня «Соловей» (1826) на текст А. А. Дельвига. Чуткий и вдумчивый художник, А. проявлял большое внимание к новым явлениям рус. поэзии. Он был одним из первых интерпретаторов лирики А. С. Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обманет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и др.), В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, И. И. Козлова и др. Опираясь на достижения рус. литературы, он расширил содержание романса и в своём вок. творчестве вышел за рамки традиц. любовно-лирич. тем. Особое место в творчестве А. занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжёлых скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирич. исповедью композитора. Их отличают лаконизм, сила и глубина муз. выражения. Яркое воплощение получила патриотич. тема, отображённая в песнях 30-х гг. («Песни Баяна» на сл. Языкова и др.). В произв. 40-х гг. А. обращается к сюжетам социального значения. В песнях на сл. Н. П. Огарёва («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») и П. Беранже («Нищая») он создаёт образы обездоленных, аналогичные образам рус. литературы того времени (петерб. повести Н. В. Гоголя, ранние повести Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева). Эти песни подготовили новаторские произв. А. С. Даргомыжского («Лихорадушка») и М. П. Мусоргского («Калистрат», «Гопак», «Трепак»). Обогащая тематику рус. романса, А. стремился к обновлению средств муз. выразительности. Он развил декламац. элементы вок. мелодии, повысил выразит. значение гармонии и фактуры, придал самостоят. значение фп. партии. Характерные особенности муз. языка А.- частое применение органных пунктов и остинатных фигураций, обострение ладовых тяготений путём альтерации, красочное сопоставление одноим. тональностей (мажора и минора). Эти приёмы свидетельствуют о творч. освоении композитором новых тенденций муз. романтизма. Значителен вклад А. в отечеств. камерно-инстр. музыку. Среди многочисл. камерных ансамблей А. выделяются 2 струн. квартета (ь l и No 3), фп. трио a-moll, соната для скр. с фп. В этих произведениях принципы классич. сонатного цикла органически сочетаются с элементами рус. песенности. Таковы медленная часть 3-го квартета (на тему песни «Соловей»), 1-я часть и финал фп. трио, пронизанные интонациями рус. нар. песни и бытового романса. По своему худож. облику эти произв. близки камерным ансамблям М. И. Глинки, созданным также в 20-30-е гг. К лучшим образцам раннего рус. симфонизма принадлежат одночастная симфония e-moll, увертюра f-moll, оперные увертюры, балетная музыка. Большое внимание уделял А., и дух. музыке (марши, увертюры для дух. оркестра). Мало изучено театральное наследие А. Тяжёлое положение ссыльного препятствовало постановке его опер, написанных в зрелые годы. Эти произв., большей частью незавершённые, остались в рукописях (исполнялись только сочинения нач. 20-х гг. - водевили, балет, опера «Лунная ночь»). Между тем в театр. музыке кон. 20 - нач. 40-х гг. композитор разрабатывал большие темы мировой литературы, обращался к творчеству А. С. Пушкина (музыка к театр. инсценировке поэмы «Кавказский пленник», к драме «Русалка») и У. Шекспира (оперы «Буря», «Волшебная ночь» - по комедии «Сон в летнюю ночь», музыка к комедии «Виндзорские проказницы»). В последней своей опере «Аммалат-Бек» (на сюжет повести А. А. Бестужева-Марлинского) А. использовал записанные им на Кавказе нар. напевы. Творчество А.- одно из ярких явлений рус. культуры пушкинской эпохи. Современник Глинки и Даргомыжского, А. в лучших своих произв. приближается к творч. методу этих композиторов-классиков, сочетая романтич. тенденции с глубокой жизненной правдой образов. Соч.: оперы - Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр, Петербург), Буря (1830-е гг.), Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена), Волшебная ночь (1838-39, не окончена), Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43), Аммалат-Бек (1842-47); оперы-водевили, в т.ч. Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург), Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва), Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва), Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва), Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва), Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же), Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же), Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.; балет - Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827); пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825); мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?); кантаты; для орк., в т.ч. симфония e-moll (1850), увертюра, танцы; для дух. орк., в т.ч. увертюры; инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825), 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834), фп. квинтет (1815?), соната для скр. и фп. (1834), квартет для 4 флейт, квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.; пьесы и циклы вариаций для разных инструментов; фп. пьесы, в т.ч. соната, танцы; хоры и хор. обработки собств. соч.; романсы для голоса с фп. (св. 150); вок. ансамбли; обр. нар. песен, в т.ч. Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961), Азиатские песни (1833-35?) и др.; музыка к драм. спектаклям - Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др. |