АЛЖИРСКАЯ МУЗЫКА. А. м. неотделима от музыки др. стран Магриба, наиболее близка она к марокканской. Древнейший нар. слой её связан с музыкой берберов, в юж. Алжире она частично представлена музыкой сахарских негров. В ср. века А. м. испытала воздействие арабо-иран. традиций, в 13-15 вв.- мавританской, с 16 в.- турецкой музыки. Все эти наслоения отразились на мелодике, инструментарии, манере исполнения. В совр. А. м. проявляются связи с музыкальными культурами Ближнего Востока, Европы и Америки (джаз). Нар. музыка Алжира характеризуется одноголосием, основанным на 7-ступенных ладах, ритмич. многообразием. Преобладают вок. жанры. Каждый район имеет собств. песни. Нар. бродячие певцы повествуют в касыдах (муз.-поэтич. произв.) об историч. событиях, восхваляют нар. героев, воспевают любовь, женскую красоту и т.п. Из муз. инструментов распространены гасба (флейта), гайта (волынка), бендир (испан. раndero, большой бубен без бубенчиков), тбел (лат. tabula, барабан; употреблялся также как знак власти вождей). В берберских р-нах встречается раита (волынка). У туарегов Сахары, которые в наибольшей мере сохранили самобытные черты нар. А. м., осн. муз. инструментами являются ганга (плоский барабанчик) и имзад (полусферич. корпус обтягивается кожей, единств. струна крепится без колка затягивающейся петлёй; на имзаде играют женщины). У некоторых туарегских племён сохраняется древний тип берберской мелодии, созданной до прихода арабов в Африку. Негр. население городов и оазисов имеет свой муз. фольклор, связанный с музыкой Африки южнее Сахары. Постоянные участники алж. нар. гуляний - негры-танцоры, аккомпанирующие себе на однострунной гитаре (гугей), сделанной из черепахового щита. Иногда составляются оркестры (т.н. сиди гнауа), в которые входят барабаны (тбел или банга) и кларнет. Распространены также большие железные кастаньеты (кракеб). Исполнители на кастаньетах и барабанах (разной тональности и формы) выстраиваются один против другого; обе шеренги движутся, то сближаясь, то расходясь, в общем ритме, а между ними выписывают восьмёрки танцоры, делая синкопированные остановки. Подлинная нар. музыка звучит гл. обр. во время праздников на ярмарках и гуляниях, где выступают меддахи (рассказчики, аккомпанирующие себе на бубне), гаууали (своего рода нар. барды-певцы), поющие любовные поэмы 18 в. - алжирского поэта Сиди Бен Али и в особенности любимого тлемсенского - Ибн Месаиба. Популярны также романсы Абдалла Бен Керриу из Лагуата в Сахаре, творчество которого относится к кон. 19 - 1-й четверти 20 вв. Классич. А. м. (ала) считается музыка Гранады, преобразованная в алж. (скорее общемагрибской) манере. Одним из характерных видов классич. А. м. являются нубы (ряд отрывков, исполняемых в одной и той же муз. манере). Нубы различаются по своему ладовому строению. Многочисл. андалусские нубы певец аль-Хайк (Мухаммед ибн аль-Хасан аль-Хайк) свёл к 11 основным (в 1786 он выпустил сборник нуб). Широко исполняются нубы: сика, зидан, гриб-диль, хзина, майа, рамель-майа, мезмум, муаль, джарка. Нек-рые из них слились с турецко-иранскими мугамами (напр., иран. раст, соединившись с андалусским диль, получил в А. м. новое название - раст-диль), такие турецко-иран. мугамы, как ирак и ушак, также легли в основу алжирских нуб. Нуба состоит из увертюры таушийа (часто к андалусской увертюре таушийа добавляется турецкая увертюра башраф), своеобразной прелюдии (стихбар) и 5-частного построения - своего рода 5 ритмич. вариаций на один мотив (каждая часть выдержана в одном характерном ритме): неклаб (с двойным ритмом), дердж (вид адажио), мседдар (модерато), энсираф (ларго) и мохлес, или мухаррак (финальное аллегро). Увертюру исполняет оркестр, прелюдию - певец с оркестром, следующие 4 части поёт шейх (дирижёр), обычно играющий на лютне, последнюю часть - одноголосный хор. Орк. эпизоды идут в быстром темпе, вок.- в медленном. Орк. сопровождение не прерывается на протяжении всей нубы, но при вступлении голоса оно приглушается, становится мягким ритмич. фоном. В разных городах нубы исполняются в своей манере, наиболее традиционно - в Тлемсене (хотя в оркестре «ан-Наср», созданном Селламом Бенбуштой, ребабисты заменены скрипачами). Состав классического оркестра: лютня (уд), канун (щипковый инструмент, имеющий 72 струны), ребаб (рбаб, 2-струнный, один из предков скрипки), маленькая тростниковая флейта, тар (бубен с круглым ободом и бубенчиками по краям), дефф (бубен с квадратным ободом), дарбука (глиняный сосуд с отверстием, затянутым мембраной, по которой ударяют рукой). В 20 в. к этим инструментам стали иногда добавлять фп. Мн. инструменты классич. оркестра почти исчезли. Видимо, более не изготовляются 72-струнный канун и 2-струнный ребаб. Редкие инстр. мастера (напр., Шаффа в г. Алжир) утратили андалусскую традицию производства лютней. Они возрождают традиции итал. мастеров Кремоны и Неаполя, изготовляя преимущественно мандоли. В нач. 20 в. в Алжире получил распространение жанр муз. драмы, созданный Мохиддином Баштарази - автором многочисл. популярных песен и муз. пьес: «Фако», «Дар Биби», «Айша Бузбийель», «Неккар аль-Хир», «Букернуна» (ставятся в театрах гг. Алжир и Оран). Большой популярностью пользуется в Алжире аль-джад - род лёгкой музыки, возникший в 20 в. Взаимовлияние классич. и нар. музыки привело к созданию этого специфически магрибского (точнее алжирского и марокканского) жанра. Аль-джад имеет неск. разновидностей: касыда (длинная касыда со мн. частями - касмами, включающими по неск. строф с припевом), хаузи (использует стихи с перекрёстными рифмами), бит уа сиах (чередование муз. отрывков, исполняемых без слов), аруби (песня) и др. Оркестр аль-джада с небольшими изменениями повторяет состав классич. оркестра: уд, каманджа (турецко-перс. - кеманча), мандоль (неаполитан. мандолина), тар, дарбука. Иногда добавляются аккордеон, банджо, фп. Непревзойдённый мастер аль-джада - композитор, дирижёр и певец Хадж Мухаммед аль-Анка талантливо использует импровизацию, орнаментацию (ханаш), сопоставление разных ритмов (тамджиз). В Алжире работает Нац. институт музыки, имеющий 3 отделения: фольклорное, исследовательское, педагогическое. В институте преподают также сов. музыканты. А. м. привлекала внимание европ. музыкантов. В 1853-65 в Алжире жил и работал французский композитор и музыковед Ф. Сальвадор-Даниель, собравший ок. 400 алж. и др. араб. нар. песен, автор оперы на сюжет из алж. нар. жизни, исследования «Арабская музыка...» (отд. изд. 1863), сб. «Альбом двенадцати арабских, мавританских и кабильских песен». Одну из нуб (зидан) использовал К. Сен-Санс в «Алжирской сюите» (1879). Алж. мелодии собирал и гармонизовал русский композитор и пианист А. Ф. Христианович (в 1861). Мелодии из его сб. использовали А. П. Бородин (романс «Арабская мелодия») и Н. А. Римский-Корсаков («Антар»). |