АНДЕРСОН (Anderson) Марианн (р. 17 II 1902, Филадельфия) - амер. негритянская певица (контральто). Ученица М. Паттерсон и Дж. Богетти. Гастролировала во мн. странах мира, в т.ч. в СССР (1934-35). Как конц. певица дебютировала в 1925, как оперная - в 1955 в партии Ульрики («Бал-маскарад») на сцене театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (первое в истории этого театра выступление певицы-негритянки). A. - одна из крупнейших камерных певиц современности. Её голос - исключительный по широте диапазона, красоте тембра и насыщенности («голос, который встречается раз в сто лет», по словам А. Тосканини). Для её исполнения характерны глубина чувств, проникновенность и тонкая музыкальность. В репертуаре произв. разл. характера и стиля - И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Г. Малера, П. И. Чайковского, а также Дж. Гершвина и спиричуэлы. А. написала автобиографич. повесть («My Lord, what a morning!», N. Y., 1956; фрагменты в рус. пер. - «Господи, что за утро!», в сб.: «Исполнительское искусство зарубежных стран», вып. 1, М., 1962), в которой рассказывает о трудном пути артистки-негритянки. Оставила исполнит. деятельность в 1965. АНДЕРСОН, Андерсоне Лайма Карловна (р. 11 XII 1929, Рига) - советская певица (меццо-сопрано). Засл. арт. Латв. ССР (1965). Чл. КПСС с 1964. В 1952-56 училась в муз. уч-ще в г. Елгаве по классу пения у X. Штрауса, в 1956-60 - в Латв. консерватории им. Я. Витола (Рига) у Э. Микельсона. С 1960 солистка Латв. театра оперы и балета (дебютировала в партии Клары - «Обручение в монастыре» Прокофьева). Партии: Зибель («Фауст»), Кармен, Азучена, Ваня, Керубино, Графиня; Лейли («Опера нищих» Зариня), Сонетка («Катерина Измайлова») и др. А. ведёт концертную деятельность. В её репертуаре: солирующие партии - 1-я симфония Скрябина, 9-я симфония Бетховена, «Реквием» Верди; вок. цикл «Песни об умерших детях» Малера; «Партита в стиле барокко», оратория «Махагони» Зариня, «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, и др. Гос. премия Латвийской ССР за концертную деятельность (1967). |