АНДЖОЛИНИ (Angiolini) Доменико Мария Гаспаро (псевд. - Анджело Гаспарини, Gasparini) (9 II 1731, Флоренция - 5 II 1803, Милан) - итал. артист балета, либреттист, балетмейстер и композитор. С 1748 выступал как танцовщик в Италии, Германии, Австрии. В 1757 в Турине начал ставить балеты. С 1758 работал в Вене, где учился у австр. хореографа Ф. Хильфердинга. Один из основоположников действенного балета. В предисловиях к программам балетов А., опираясь на эстетику Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, отдавал предпочтение выразительной пантомиме перед бессодержательным «фигурным танцем». А. разделял балетные жанры на четыре группы: гротеск, комический, полухарактерный и высокий. Важнейшее место балетмейстер отводил музыке, считая, что она «являет собою поэзию балетов-пантомим». В 1761 пост. в Вене балет «Дон Жуан» Глюка на либр. Р. Кальцабиджи. А. создал новое для муз. театра зрелище. Отойдя от традиц. сюжетов мифологии и древней истории, он взял за основу комедию Мольера, назвав её «испанской трагикомедией». А. показал обычаи и нравы реальной жизни в правилах комедии, а в трагическую развязку внёс элементы фантастики, чтобы усилить нравственный вывод. В 1762 сотрудничал с К. В. Глюком в пост. оперы «Орфей и Эвридика» и пантомимного балета «Осада Цитеры». В 1763-64 состоялись премьеры героич. балетов «Клеопатра», «Фетида и Пелей», «Ифигения» и комич. балета «Приключения в серале» Скарлатти. В балете Глюка «Семирамида» (1765) на сюжет одноим. трагедии Вольтера А. трактовал античность в свете идей Вольтера и франц. энциклопедистов. В 1766-72, 1776-79,1782-86 А. работал в Петербурге и Москве, пост. балеты «Оставленная Дидона» (1766), «Семира» по трагедии А. П. Сумарокова (1772), «Ариадна и Тезей» (1776), «Китайский сирота» по трагедии Вольтера (1777) на собственную музыку и др. Творч. взгляды А. изложил в полемич. брошюре (Милан, 1773), содержащей два письма к балетм. Ж. Ж. Новеру, где обвинял Новера в нарушении правила трёх единств поэтики классицизма, в недооценке муз. основы балетного спектакля, отрицал пользу записи танцев. Спор двух балетмейстеров вскрыл противоречия между эстетикой классицизма и нарождающейся эстетикой сентиментализма. В 1774 А. вновь сотрудничал в Вене с Глюком, поставил его балет «Китайский сирота». Последние годы жизни А. работал в миланском театре «Ла Скала». Среди пост.: «Федра» (1788), «Лоренцо» и «Амур и Психея» (1789). В конце века стал участником освободит. борьбы соотечественников с австр. владычеством. В 1799-1801 был в тюрьме, а выйдя на свободу, больше не занимался творчеством. Четверо сыновей А. посвятили себя балетному театру. Наиболее талантливым был Пьетро А. (1764-1830), работавший в Италии. Соч.: Lettere a Monsieur Noverre sopra i balli pantomimi, Mil., 1773; Dissertation sur les ballets pantomimes des anciens, Mil.; 1956. |