АНДРИССЕН (Andriessen) Виллем (25 X 1887, Харлем - 29 III 1964, Амстердам) - нидерл. пианист, композитор и педагог. Учился у И. де Пау (фп.) и Б. Зверса (теория) в Амстердамской консерватории (1903-08). Преподавал игру на фп. в консерваториях в Гааге (1910-18; с 1949 её директор), Роттердаме (1918-24) и Амстердаме (с 1924; в 1937-53 директор). Выступал как пианист, исполнял гл. обр. произв. Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена и И. Брамса. Наиболее известны соч. для фп. А. - автор мессы для смешанного хора и органа (1914); концерта для фп. с оркестром (1908); сонаты (1938), сонатины (1945), прелюдии (1942) и др. пьес для фп. Написал работу «Люди в музыке» («Mensen in de muziek», 1962). АНДРИССЕН (Andriessen) Хендрик (р. 17 IX 1892, Харлем) - нидерландский композитор и органист. Брат В. Андриссена. В 1914-16 учился у Б. Зверса (композиция) и И. де Пау (фп., орган) в Амстердамской консерватории, где в 1928-34 преподавал гармонию. Служил церк. органистом в Харлеме (1916-34) и католич. соборе в Утрехте (1934-49). Одновременно преподавал композицию в консерваториях - в Утрехте (в 1934-42, в 1937-49 директор) и Гааге (в 1949-57 преподаватель и директор). В 1954-63 профессор музыковедения в Неймегенском университете. Автор гл. обр. церк. музыки. На первом концерте после освобождения страны от фаш. оккупации исполнялся Те deum A. Соч.: опера Филомела (на сюжет из Метаморфоз Овидия, Амстердам, 1935), оратория История сына господня (L'Histoire de l'enfant de Dieu), 3 мессы, Те deum; для орк. - 5 симфоний (1930, 1937, 1946, 1954, 1962), каприччо, ричеркар (1950), Баллада чёрного дрозда (Ballade van de Merel); для струн. орк. - вариации и фуга на тему И. Кунау (1936); камерн. соч. - вариации на тему Куперена для флейты, арфы и струнных (1944), пастораль для флейты, скр. и фп. (1939), сонаты - для влч. с фп. (1926), органа (1927), скр. (1932) и фп. (1934); фп. трио (1939); для органа - токката, 3 хорала, пассакалья (1929), 12 интермеццо (1934-39), соната; песни, псалмы; вок. соч. - Зеркало боли (Miroir de Peine) для сопрано и органа (сл. А. Геона, 1923) и Мистическое ожидание (L'Attente mystique) для голоса с фп. (сл. А. Рембо, 1935); 2 хора с орк. на лат. тексты (1960, 1968). Лит. соч.: Cesar Franck, [Amst.], 1935; Over Muziek, Utrecht, 1957; Muziek en Muzikaliteit, Utrecht, 1952. В. В. Ошис. АНДРИССЕН (Andriessen) Юриан (р. 15 XI 1925, Харлем) - нидерл. композитор. Изучал теорию у своего отца X. Андриссена, фп. - у Г. Хенневелда и А. Юрреса, дирижирование и инструментовку - у В. ван Оттерло. Совершенствовался в композиции в Париже, Милане (1948) и в Танглвуде (США, 1949-50). Писал театр. музыку (гл. обр. для труппы «Гаагская комедия») к пьесам «Тартюф» Мольера, «Гамлет» У. Шекспира, «Траур к лицу Электре» Ю. О'Нила и др.). Наиболее значительные произведения А. - «Большая месса во славу господа» («Grande Messe pour la Gloirede Dieu», 1949) и месса для контральто, тенора, хора и орк. А. пишет музыку для театра, кино и радио, выступает как пианист и дирижёр с исполнением собственных сочинений. Соч.: балет Джон Бич (Нью-Йорк, 1950, пост. Дж. Баланчина), Балетная комедия о буднях (Ballettkomödie ьber den Alltag, Дюссельдорф, 1952); для инстр. с орк. - концерт и концертино для фп., концерт для флейты, конц. симфониетта для 4 труб; камерные соч. - Голландская рапсодия для 2 фп., соната для скр. и фп., пьеса, посв. Д. Мийо для 11 солирующ. инстр., интрада для 3 инстр. и др. соч. для разного состава инстр. В. В. Ошис. |